X

  • 27 Август
  • 2024 года
  • № 92
  • 5591

Без коммунальной революции

О реформе теплоснабжения сейчас много говорят, но что это такое — до сих пор мало кому понятно.

Потребитель платит все больше, а качество услуг от этого не повышается. Для власти коммуналка -вечная головная боль. Частным компаниям, поскольку правила игры на рынке нестабильны, трудно планировать деятельность. Такое положение вещей в коммунальном хозяйстве не устраивает никого.

Основной посыл разработчиков реформы — хроническое недофинансирование отрасли, причем состояние коммунального хозяйства таково, что оно требует все больших вложений. На обслуживание и ремонт деньги берут сразу в трех кошельках. Одну часть отдает потребитель, который расплачивается по тарифу. Вторую — бюджет, который закрывает аварийные дыры. Третью — частник, который вкладывает инвестиции в модернизацию. Причем к величине тарифа претензии есть у всех: только одним он кажется слишком высоким, другим — слишком низким.

Прожорливым монстром, съедающим львиную долю затрат и вложений, является ремонт труб. В целом по России протяженность сетей, требующих замены, по данным Росстата, составляет около 100 тысяч километров. Это треть от всех теплотрасс. В Тюмени, по некоторым оценкам, таких коммуникаций от 40 до 60 процентов.

В каждом регионе по-своему справляются с объемами замены сетей, но в целом тенденция такова, что ремонтировать стали меньше. Не потому, что повреждений меньше, а новых труб больше: затраты на капитальный ремонт выросли, их полностью не компенсируют деньги, заложенные в тарифе.

Тюмень в этом смысле — один из самых благополучных городов. Объем замены магистральных и разводящих теплотрасс у нас не намного отличается от нормативного, а в некоторые годы, например, в 2010 и 2011, даже превышал его. За этот период компания «Фортум» реконструировала 20 км магистральных сетей или треть от их протяженности в городе. Причем реконструировали за собственные инвестиционные средства и с использованием самых современных технологий, о которых недавно еще никто и не слышал.

Как бы мы ни ворчали, что тарифы растут быстро, в России они намного ниже, чем в европейских странах. Даже если тюменский тариф вырастет еще на 17%, он все равно не дотянется до шведского, датского или финского, превышающего наш в 3-5 раз. Но фокус в том, что дело не в самом тарифе, а в платежах населения. По ним мы почти догнали Европу, а по доле расходов на тепло из семейного бюджета даже перегнали.

Энергетики говорят, что система теплоснабжения в России вплотную подошла к точке невозврата. Лайнер тарифов, который силами пилотов удерживается на предельно низкой высоте, готов вот-вот сорваться в штопор. Поэтому как бы ни закладывало уши, надо ради безопасности пассажиров и экипажа подниматься на более высокий эшелон.

Кому и чем все-таки поможет реформа теплоснабжения? На прошлой неделе в Екатеринбурге это обсудили на заседании «круглого стола» по теме: «Теплоснабжение — время перемен». Участниками дискуссии стали: Евгений Гашо, эксперт Аналитического центра при правительстве РФ, доцент Московского энергетического института; Юрий Яровой, вице-президент некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение»; Андрей Чистович, директор невского филиала «ВНИПИ-энергопром», и другие.

— Важность реформы российского теплоснабжения трудно переоценить. Она касается каждого потребителя, который устал оплачивать неэффективность отрасли. Правительством одобрена реформа тепла. При этом все понимают, что реформу должно принять население, на долю которого приходится 75% от общего объема производства тепловой энергии и одновременно 132 миллиарда рублей долга за услуги ЖКХ. Ситуацию нужно срочно менять, чтобы окончательно не потерять отрасль, — сказал Парвиз Абдушукуров, вице-президент, заместитель генерального директора по операционной деятельности компании «Фортум».

Эксперты считают, что важно найти разумный компромисс между ценой на тепловую энергию для граждан и экономическими стимулами для участников рынка. Кроме того, необходима конкуренция на рынке тепла. Это кажется фантастикой, но у потребителей, в идеале, должно быть право выбирать лучшего поставщика таких услуг.

Разработчики реформы уверены, что отрасли теплоснабжения не обойтись без частных инвестиций, бюджет не потянет таких затрат. Необходимо ей и долгосрочное тарифообразование: слишком частое изменение правил игры только лихорадит.

Центром всей этой конструкции в регионах должна быть единая теплоснабжающая организация. Она же разрабатывает и оптимальную схему теплоснабжения, в которой определяется, сколько городу в будущем потребуется тепла, каким при этом должна быть мощность ТЭЦ или котельных, что надо построить дополнительно, чтобы тепла хватало везде и всем.

— К сожалению, хороших схем теплоснабжения в России пока не больше 15%, — сказал Евгений Гашо. — Ошибка государства была в требовании сделать все побыстрее. В результате у большинства получилось плохо. Многое придется переделывать.

А навести порядок в этой отрасли, даже если все того хотят, -непросто. В этом дворце слишком много комнат и целый штат прислуги и нянек. К коммунальной революции, конечно, никто не призывает. Но эксперты утверждают, что без понимания простыми потребителями того, что происходит, ничего сделать не удастся.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта