Что происходит с зарплатой медиков
Хор медиков плачет над зарплатой: у одних она стала меньше на две тысячи рублей, у других — на четыре или шесть.
Несколько дней назад губернатор области Владимир Якушев в своем блоге обратился к врачам и медицинским работникам: «Ко мне начали поступать точечные сигналы о якобы имеющемся в последние два месяца снижении заработной платы в некоторых учреждениях здравоохранения. Прошу вас написать, если такое произошло у вас на работе. Если есть нарушения, важно их оперативно устранить. Рассчитываю на вас».
ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ
Доверие к персоне губернатора в регионе колоссальное. Бюджетники принялись поверять главе региона свои беды и обиды, хоть и с оговоркой: «Надеемся, что авторы комментариев не будут подвергнуты репрессиям со стороны руководства лечебных заведений».
Пользователь подником Наталья пишет: «Уважаемый Владимир Владимирович! Работаю в бригаде скорой помощи в Тюмени. В октябре убрали стимулирующие выплаты за 1,25 и 1,5 ставки. А с нового года грозятся отменить доплату за стаж и «колесные». Прошу разобраться в ситуации». Ей вторит пользователь Анастасия, утверждающая, что в службе скорой помощи, «начиная с октября этого года заработанная плата понижается на три-пять тысяч рублей каждый месяц». «Убрали «стажевые» и надбавки за переработку», — жалуется третий медработник со станции СМП.
По словам отметившихся в блоге губернатора, не лучше обстоят дела и в других медицинских учреждениях. Призывы о помощи оставили работники поликлиники N 8, где, по словам некой Ирины, врачам сказали: «Терпите, сейчас у всех так. В декабре хуже будет!» И поликлиники N 3, где, как утверждает сотрудник, отменили доплаты за вредные и опасные условия труда. В поликлинике N 1, по словам Ольги, главный врач заявил работникам: «Стимулирующие выплаты являются необязательными и остаются на усмотрение администрации». В поликлинике N 5, утверждает Екатерина, «с зарплатой постоянно происходит полтергейст». В поликлинике N 17, сообщает Марина, врачей поставили перед необходимостью подписать новое приложение к трудовому договору, заверяющее снижение зарплаты. «На планерке официально объявили, что денег на декабрьскую з/п в бюджете здравоохранения нет», — сокрушается Марина.
В областных медучреждениях ситуация, похоже, такая же плачевная, как и в городских. Работники первой больницы жалуются: «Минус 20, а то и все 30 процентов от зарплаты». Во второй больнице, если верить авторам комментариев, и того хуже — уменьшение от 25 до 40 процентов, в зависимости от категории медперсонала.
Кожно-венерологический диспансер: «Слезно просим разобраться!» Онкодиспансер: «Существенное снижение заработной платы. Со стороны администрации никаких объяснений нет!»
Комментарии похожего содержания прислали также врачи лечебно-реабилитационного центра, психиатрической больницы, медико-санитарной части МВД России, перинатального центра, федерального центра нейрохирургии и других лечебных учреждений. Всего в этой теме блога губернатора на момент написания статьи 90 записей, одна другой тревожней.
ГЛАВНЫЙ ВРАЧ НА ПЕРЕДОВОЙ
Первое, в чем Владимир Якушев заверил взволнованную медицинскую общественность: «Вопросы, поступившие в блог, держу на личном контроле. По каждому будут даны ответы. О результатах проверок по каждому вашему обращению специалисты департамента здравоохранения и сотрудники ТФОМС докладывают лично мне».
Подтверждением его слов стало увольнение главврача областной больницы N 19 (Тюменский район), откуда поступило наибольшее количество жалоб: «Убрали районный коэффициент; не платят за стаж; непонятно, как начисляют интенсивность; зарплату задержали на неделю» — неполный список. По словам губернатора, в ходе проверки выяснилось, что главный врач «непрофессионально распорядился денежными средствами, и в итоге получилась безобразная, другого слова я не подберу, ситуация».
Поскольку активнее всего медики рассказывали об урезании стимулирующих выплат, Владимир Якушев уделил этой теме отдельное внимание. Хоть и отметил, что «эти разъяснения должен давать не я, губернатор области, а руководитель лечебного учреждения».
— Именно главврач должен доводить до коллектива информацию о том, как и в какие сроки происходит начисление заработной платы и стимулирующих выплат, -пишет в блоге губернатор. — Когда вы не можете получить ответы на вопросы, которые задаете вполне законно, когда в ответ грубят или ссылаются на ФОМС — это недопустимо. Да, у главных врачей есть полномочия, позволяющие снижать сотрудникам стимулирующие выплаты, но подобные решения принимаются не единолично, а коллегиально: в присутствии заведующих отделениями, профкома, главной медицинской сестры и юриста, которые входят в комиссию по установлению стимулирующей надбавки.
Глава региона подчеркнул, что если руководитель учреждения не умеет выстраивать диалог с сотрудниками, встает вопрос о его профессионализме.
Он также отметил, что проверки по каждому из названных в комментариях медучреждений уже ведутся, и что не всегда претензии медиков справедливы. Есть примеры, когда «работники лишены стимулирующих выплат из-за того, что не выполнили свои обязанности или выполнили их из рук вон плохо».
… К тем же выводам пришел и глава администрации города Тюмени Александр Моор. Вчера он встречался с главными врачами поликлиник — медицинских учреждений, напрямую подчиненных городской власти.
— Вопрос оплаты труда медицинских работников в городе и регионе стоит на особом контроле, -говорит заместитель главы администрации города Вера Соловьева. — Мы ориентируемся на контрольные показатели, которых должны были достигнуть к 2014 году, так называемую «дорожную карту». В Тюмени мы должны были достигнуть зарплаты врачей в размере 44 114 рублей и среднего медицинского персонала — 23 880. По итогам за одиннадцать месяцев эти показатели уже достигнуты. Мы даже имеем небольшой перевес в сто рублей. Да, из блога губернатора мы видим, что в ряде медицинских учреждений, в том числе и городских, произошло снижение заработной платы… у отдельных сотрудников. Коллективных обращений в блог не было, только единоличные.
По словам Веры Соловьевой, в комментариях речь идет о срезании выплат из стимулирующего фонда — тех самых 30 процентах от зарплаты. Но фонд потому и назван стимулирующим, что является премиальным вознаграждением за отличную работу. «В ряде учреждений руководители применяют к отдельным медицинским работникам разные меры, с кого-то этот фонд снимается, пусть и не в полном объеме», — пояснила она.
На взгляд Веры Константиновны, проблема в том, что врачи и медработники не всегда понимают, за что с них сняли премиальные выплаты.
— Мы для себя сделали вывод, что главные врачи не всегда доводят до подчиненных критерии, по которым оценивают результаты их труда, — говорит Соловьева. — Отсюда и возникает напряжение. Теперь главные врачи четко эти критерии сформулируют и доведут до сведения персонала. Кроме того, мы обратили внимание на необходимость в большей степени опираться на мнение общественных организаций, профсоюзов и комиссий по трудовым спорам при распределении стимулирующего фонда. Это должна быть открытая процедура. Результаты не должны зависеть только от решения руководителя.
… Главное, тенденции. Врачи переживали, что зарплата станет снижаться из месяца в месяц. Но заместитель главы администрации города уверена: «Ни в коем случае ни один доктор или медицинская сестра не станет получать в 2015 году меньшую зарплату, чем в 2014-м».
— Каким бы сложным ни выдался год, какой бы ни была обстановка в стране, это не отразится на зарплатах медицинских работников, — заверила она. — Мы с оптимизмом и уверенностью смотрим в будущее.
***
фото: