Сибирский тракт
Продолжение. Начало в NN 221 и 226.
«КОЛОДНИКОВ ЗВОНКИЕ ЦЕПИ ВЗДЫМАЮТ ДОРОЖНУЮ ПЫЛЬ…»
Сибирь вскоре после присоединения ее к России стала местом ссылки преступников и нежелательных для властвующих кланов людей. Неугодны стали царю Годунову отец и дядя будущего царя Михаила Романова — он их сослал в Сибирь, сюда же отправили неудавшихся невест царя Алексея Михайловича, потом генерал-фельдмаршала Миниха, потом Меньшикова, Долгоруких… Преступников посылали в Сибирь по всем дорогам: и по Бабиновской, и по новому Сибирскому тракту.
Осужденных собирали в партии по нескольку десятков или сотен человек, сзади — небольшой обоз для перевозки имущества сосланных, заболевших или обессиленных, со всех сторон — конная охрана. Шаг влево — шаг вправо считался за побег, и стража стреляла на поражение. В сутки партия должна была одолеть 30 верст пешком при любой погоде, кроме лютого мороза. Через такое расстояние были построены «Этапы» — помещения для ночевки, ужина и завтрака ссыльных, казармы для охраны, сараи для лошадей. Через 15 верст стояли более простые сооружения — «полуэтапы» для обеда и дневного отдыха. Этапы строили обычно на околице притрактовых сел и деревень, вблизи почтовых станций. Это о них писал русский поэт Н.А. Некрасов: «Село кончалось низеньким // Бревенчатым строением // С железными решетками // В окошках небольших».
На этикетке водки « Покровская», выпускаемой тюменским заводом «Бенат», написано: «Село Покровское имеет почти столь же почтенный возраст, как и сам Тобольский тракт, по которому в свое время прошагало немало известных людей России».
Здесь насчет «известных людей России» написана неправда. Перебирая в памяти фамилии «известных людей», кого ссылали в Сибирь при царизме, я не мог вспомнить ни одного, кроме украинского борца с поляками Устима Кармелюка. Всех остальных «известных» в Сибирь возили, потому что такие люди были обычно дворянского сословия, и к ним отношение было совсем иное, более уважительное. Когда в конце XIX в. в Сибирь стали ссылать революционеров-разночинцев, их тоже «уважали» и крайне редко присоединяли к пешим партиям ссыльных, и то ненадолго.
Известные люди — А.Н. Радищев, декабристы, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, В.Г. Короленко, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Я.М. Свердлов и др. ехали на лошадях. А декабристы и, например, Чернышевский — в персональных закрытых кибитках как государственные преступники, без продолжительных остановок на почтовых станциях: успевали только сменить лошадей.
Царское правительство хоть не жаловало «политических», но их человеческое достоинство не «втаптывалось в грязь», участь их существенно отличалась в сравнении с другими ссыльными.
Опасных уголовных преступников гнали в Сибирь в кандалах -ручных, ножных, выкованных из железа. Конструкции их были разнообразными. Особо опасным преступникам надевали на голени «колодки» — деревянные чурки в виде цилиндра, их сковывали цепью. В музее Ялуторовска показывают сандалии каторжных массой семь килограммов каждый и утверждают, что в них гнали людей на каторгу в Сибирь. Однако это неверно, такая «обувь» выдавалась на время нахождения в пересыльной тюрьме.
В 1867 г. генерал-губернатор Западной Сибири З.С. Дюгалин предложил направить ссыльных, минуя Тобольск, сразу на Ялуторовск и Ишим, расходы сократились на 52 тыс. руб. в год. С 1886 г. ссыльных довозили до Тюмени по железной дороге, а далее — баржами по рекам до Томска. Этапный каторжный пеший путь по территории Тобольской губернии вскоре исчез.
Первые грузовые автомобили поехали по Сибирскому тракту в 1930-х годах, но гужевые перевозки (на лошадях) продолжались до самого начала 1950-х годов. Потребность в большом количестве лошадей отпала, и коневодство как отрасль хозяйства пришло в упадок. Обозный завод существовал в Тюмени до 1990-х годов: он изготавливал телеги для сельского хозяйства. Теперь и его не стало. Телеги делают оставшиеся еще в живых деревенские мастера.
В ПОИСКАХ ЗЕМЛИ И ВОЛИ
Еще до постройки Сибирского тракта дорогу в Сибирь проторили вольные и невольные переселенцы-землепашцы, крестьяне, искавшие на сибирских просторах свободной земли и личной свободы. Первые землепашцы прибыли в Тюмень в 1590 г. по указу царя Федора Ивановича.
А потом пошло-поехало… Ежегодно вплоть до 20-х годов XX в. в Сибирь ехали переселенцы из малоземельных губерний России, Украины, Белоруссии, Царства Польского. И при советской власти до середины 1960-х гг. продолжался этот многовековый переселенческий процесс. Правда, трактом крестьяне-переселенцы пользовались до начала 1890-х гг., а потом поехали по железной дороге до Тюмени, пересаживались на баржи и по рекам отправлялись в Томск.
Миллионы людей, живущие теперь в Сибири, ведут свое происхождение от крестьян-переселенцев, когда-то отважившихся оставить родину в Европейской России и искать счастья в далекой стороне.
Крестьяне основывали деревни и села, прокладывали между ними дороги, многие из них стали частью проложенного позже Сибирского тракта.
«АДСКАЯ ДОРОГА»
Так называли главную дорогу Сибири те, кто вольно или невольно преодолевал ее. Сибирский тракт всегда был плохо обустроен, хотя на ремонт в летнюю пору сгоняли на тракт сотни тысяч людей и десятки тысяч лошадей с телегами. Говорили, что Сибирский тракт не связывает, а разъединяет Россию и Сибирь.
Журналист и писатель Н.В. Шелгунов в сборнике очерков «Сибирь по большой дороге», изданном в 1864 г., писал: «Пашня вместо дороги… вот какой дорогой пришлось мне ехать в начале июня на Тюмень. Дорога имела вид узкой и бесконечно длинной пашни, взрытой плугами на глубину 6-10 вершков. Местами эта пашня была тверда как камень, и тогда экипаж трясло и кидало из стороны в сторону, так что приходилось подпрыгивать и биться теменем в верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону как маятнику.
На все вопросы получается один ответ: здесь дорога худа, а дальше будет еще хуже; три станции перед Тюменью придется ехать мостами. И точно… дорога, проложенная по топкому месту, была вымощена поперек бревнами. В Тюмени… дороги не лучше. Город стоит на черноземной почве, и в весеннюю грязь и после дождей улицы разбиваются в нем колесами еще хуже, чем почтовая дорога».
Проехавший по Сибирскому тракту весной 1890 г. писатель А.П. Чехов давал ему самые нелестные характеристики: «убийственная дорога», «самая длинная и самая ужасная в мире дорога» и др. Побывав на Сахалине, он не отважился ехать по тракту назад в Москву, а поехал на пароходе вокруг Азии по морям и океанам до Одессы.
Какой бы ни был разбитый, раздолбанный Сибирский тракт, но до постройки железной дороги он был единственной ниточкой, связывавшей центральную Россию с ее гигантской колонией — Сибирью. По нему на восток постепенно проникали европейская культура и промышленные товары, на запад доставляли сибирскую продукцию и китайские товары. Статистики XIX в. отмечали, что пятая часть населения Сибири занималась перевозками товаров по тракту, работала, как сейчас сказали бы, в отрасли «транспортной промышленности». Вдоль тракта образовывались и развивались крупные села и города, население их тоже работало на тракте или обслуживало его потребности: изготовляло летние и зимние виды транспорта — сани, телеги и пр., конскую сбрую, одежду, обувь, работали кузнецы и прочие мастера.
Тракт способствовал и развитию сельского хозяйства: для лошадей, ямщиков, проезжающих, ссыльных нужны были продукты питания и корм. В притрактовых селах развивалась торговля. Конечно, тракт привносил в Сибирь не только хорошее, но и плохое: проституцию, венерические болезни. Появились кабаки, разбойники и грабители.
При советской власти Сибирский тракт тоже долго оставался плохо обустроенным и малопроезжим, хотя появилась конная и моторизованная дорожная техника. На тракте работала специальная государственная служба, поддерживала его в проезжем состоянии.
Основательно власти взялись за реконструкцию тракта в 1940-50-е годы. Строили щебеночное шоссе от Тюмени до Ялуторовска, но от Тюмени до р. Пышма уложили булыжную мостовую из уральского камня. Крупные глыбы его привозили по железной дороге, автомобилями развозили по трассе, вручную с помощью молотов кололи на мелкие куски, которые женщины укладывали на песчаное основание тракта. К Пышме булыжная мостовая добралась в 1958 г.
К 1960-м годам в стране появилась новая дорожная техника и новые технологии прокладки автомобильных дорог. Сделали новый проект Сибирского тракта в пределах области так, чтобы он проходил мимо населенных пунктов и не мешал людям жить, к селам и деревням построили удобные подъезды. Тракт проложили напрямик через леса и болота по кратчайшим маршрутам. Через ручьи и речки построили железобетонные мосты, на полотно тракта с 1965 г. начали укладывать асфальт. К осени 1969 г. участок тракта до Ялуторовска был покрыт асфальтом, а в 1986 году тракт заасфальтировали до границы с Омской областью в Абатском районе. На работу ушло 22 года труда огромного количества людей -строителей тракта. В эти же годы покрыли асфальтом более старое направление тракта от Тюмени через Тобольск, Вагай, Аромашево, Абатское.
Продолжение следует.