Человеческое отношение к человеку
По словам диспетчеров службы «02», с которыми мне доводилось общаться, — народ у нас жалостливый. Часто звонят и просят забрать с улицы пьяного человека, потому что замерзнет же (обворуют, машина наедет, собаки покусают…).
Первая причина, по которой маломобильного в конкретный жизненный момент человека срочно надо привести в чувство и куда-нибудь пристроить, с наступлением холодов особенно актуальна.
Правда, не раз слышала от знакомых, что полицейские неохотно реагируют на подобные вызовы, когда слышат, что речь идет о пьяном бездомном. Ссылаются на то, что везти такого человека, по большому счету, все равно некуда.
Начальник дежурной части городского УМВД Халид Утяшев, в свою очередь, говорит, что полицейские на вызов среагировать обязаны. И реагируют — на все без исключения. Хотя проблемы не отрицает: если на улице подобрали не гражданина, который перебрал с алкоголем и не дошел до дома, а бомжа, у которого дома нет в принципе, то определить его куда-либо будет сложно.
Халид Утяшев припоминает случай, еще 2008 года, когда удалось помочь подобранному на вокзале человеку. Тот был в Тюмени проездом, ждал пересадки, когда его взяли в оборот вокзальные жулики — предложили выпить, а потом, напоив до беспамятства, обобрали до нитки.
— Пострадавшего доставили в отдел, где он находился все то время, пока мы устанавливали обстоятельства случившегося, — рассказывает Утяшев. — Кормили его: кто-то свой обед отдал, кто-то в магазин сбегал. А потом собрали ему деньги на билет до дома. Надеюсь, у него все в тот раз сложилось удачно. Сам он не перезванивал…
Подкармливают в полицейских отделах и бомжей, которых доставляют для выяснения личности и проверки по базам. Специальной статьи расходов на питание не предусмотрено. Но что делать, если человек голодный? В ход идут «дошираки», печенье, шоколадки. А потом человек снова. уходит на улицу. До следующего вызова от бдительных граждан.
— Если человек не подозревается ни в каком правонарушении, мы не можем его задерживать, -поясняет начальник дежурной части. — Предлагаем направить в социальный центр «БОМЖ», который находится на улице Коммунистической, 70, но это только по личному желанию, а желание поехать туда изъявляют не все. Потому что для большинства людей без определенного места жительства бродяжничество — это образ жизни.
Подтверждает это утверждение и заместитель директора центра «БОМЖ» Сергей Бойко. Сейчас в учреждении занято 75 мест из… 70. Именно так: ставят дополнительные койки.
— Но в основном у нас находятся люди, которые попали к нам после больницы — есть с ампутированными конечностями, — рассказывает Бойко. — Те, кто может ходить и обслуживать себя без проблем, не задерживаются. Придут, погреются, поедят, уйдут. Привыкли так.
В «БОМЖ» люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, попадают, как правило, из полиции. Работники центра и сами ходят в рейды, но не всегда удачно. В том смысле, что найденные в теплотрассах или подвалах люди наотрез отказываются от их «услуг».
— Вот как-то даже и с журналистами ходили: подходим к одному, который сидит на трубе теплотрассы, а у него там салатики магазинные расставлены, все приспособлено, — рассказывает Сергей Бойко. — Никуда он, конечно, с нами не пошел. И объяснять причину не стал.
Не задерживаются свободолюбивые выпивохи и в вытрезвителе, рассказал заместитель главного врача областного наркодиспансера Владимир Пушкарев. Накануне нашего с ним разговора полицейские привезли в вытрезвитель восемь человек в состоянии алкогольного опьянения, и только трое из них дали письменное согласие остаться на ночь. Хотя, казалось бы, куда было остальным рваться из вытрезвителя — пойти-то им некуда?
— Сейчас, в холода, будут привозить больше, — предполагает Владимир Пушкарев. — Для кого-то это может быть спасением — по крайней мере, человек не останется в беспомощном состоянии на холодной земле. Другое дело, что одним днем проблемы многих таких людей не решаются. Их могут доставлять к нам снова и снова. И ясно про них, что они уже вряд ли изменятся, однако на улице их из-за этого все равно не оставишь.
И правда, как взять на себя смелость — решить, кому надо помогать, а кому нет? Потому что помощи он этой по достоинству не оценит, а может, даже и матом тебя покроет, когда полицейские станут грузить его в дежурный экипаж?
Командир мобильного взвода 2-й роты патрульно-постовой службы Михаил Бурлов считает, что делить людей на достойных помощи, и на тех, кто обойдется, не по-человечески. В любом случае надо вызвать полицию или скорую помощь.
— С наступлением зимы сотрудникам, выходящим на дежурство, каждый раз напоминают, чтобы обращали особое внимание на людей, оказавшихся в затруднительной ситуации, — говорит Бурлов. — Возможно, гражданам тоже можно было бы об этом напомнить, чтобы были внимательнее друг к другу.
***
фото: