X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Неприступный город Тюмень

До сих пор свыше 80 процентов зданий городской инфраструктуры недоступны для людей с ограниченными возможностями.

О создании доступной среды для инвалидов говорится не первый год. Продвижение в реализации этой государственной программы есть, но по многим направлениям оно гораздо медленней, чем хотелось бы. Большинство сограждан вообще не представляют, как может выглядеть город, в котором инвалидам так же удобно и комфортно, как и каждому из нас. Тот, кто видит, слышит, может ходить, часто не задумывается, как чувствуют себя в социуме люди, лишенные этих возможностей. Обычный горожанин даже не замечает того, что для инвалида -неприступная преграда.

Именно в этом непонимании, а не в отсутствии законодательной базы или материальных возможностей кроется причина того, что дело по организации доступной среды движется так медленно, считает Андрей Толстов, председатель областного общества инвалидов.

Иными словами, программу фактически надо начинать с «нуля». Поэтому и пилотный проект, который на этой неделе запустили в областной Думе, назвали -«нулевое чтение».

Первой темой, которую обсудили на новой дискуссионной площадке, стала адаптация инвалидов.

Шоком для большинства присутствующих стал рассказ Татьяны Путиловой и Людмилы Галиной об их жизни в ялуторовском психоневрологическом интернате. Ни о какой карательной медицине или плохих условиях проживания речь не шла. Потрясали в их повествовании детали. Как, например, женщинам приходится выпрашивать особое разрешение на то, чтобы просто закрыть дверь в комнату. А ведь это для них то самое личное пространство, в которое каждому хочется ограничить доступ посторонних. Получается, что у инвалидов такого права фактически нет. Но самым абсурдным оказалось то, что Людмила, которой уже далеко за тридцать, и интеллект у нее сохранен, до сих пор не умеет ни читать, ни писать, поэтому не может даже поставить свою подпись на документе.

Возник закономерный вопрос: «Должны ли люди с сохранным интеллектом находиться в психоневрологическом интернате?» Какие обстоятельства вынудили поместить туда этих пациенток? И было ли такое решение единственно правильным?

— Отношение к инвалидам меняется, надо уходить от прежних шаблонов и искать другие формы проживания для людей с сохранным интеллектом. Это было бы правильное, человеческое решение, — сказал Владимир Зимнев, координатор партийной программы «Равные возможности».

О трудности адаптации к обычной жизни инвалидов, которые проживали в интернатах, говорила и Галина Тунгусова, председатель городского общества слепых. Они не имеют опыта ориентировки в пространстве города, у них не хватает элементарных навыков самообслуживания. Сложности проживания в городе возникают на каждом шагу. Например, большинство выплат, в том числе и социальных, сейчас перечисляются на пластиковые карточки, но в Тюмени нет ни одного банкомата, который был бы оснащен озвучивающим устройством или мнемосхемами, выполненными по системе Брайля. Специальный шрифт не наносится на упаковки лекарств, на коробки продуктовых и непродуктовых товаров. Никак не могут дождаться слепые и слабовидящие, чтобы автобусные остановки, хотя бы в районе их компактного проживания, были оснащены системами «Говорящий город».

— Пласт работы просто огромный, — подытожил Владимир Зимнев. — Есть сложности в реализации программ профориентации, трудоустройства инвалидов, есть недоработки и в нормативно-правовой базе. В технических заданиях по возведению жилых зданий до сих пор не прописываются условия доступности, представители ВОИ не включаются в комиссии по приемке объектов. Отсюда и появляются пандусы, построенные «на отвяжись», как недоразвитые придатки инфраструктуры.

По словам Зимнева, после принятия в 2012 году конвенции о правах инвалидов надо вносить поправки в 25 федеральных законов, менять муниципальную правовую базу.

Например, статья 26 Жилищного кодекса трактует установку пандусов в жилом доме как переустройство общедомового имущества. Соответственно, надо получать на это согласие всех жильцов. Как это сделать инвалиду? Объезжать каждую квартиру?

— Но когда в домах устанавливают двери с порогами выше 20 сантиметров, разрешения инвалидов никто не спрашивает, — говорит Андрей Толстов, председатель областного общества инвалидов.

Неверна общая трактовка понятия «маломобильные группы населения». К ним относятся не только инвалиды-колясочники. Согласно мировой практике, маломобильные группы составляют около… 35 процентов всего населения! Это и люди преклонного возраста, и те, кто временно потерял способность к передвижению, и мамы с колясками, и даже беременные. Поэтому правильные пандусы необходимы не только инвалидам.

— Нужна система в решении всех этих проблем, — завершил дискуссию председатель областной Думы Сергей Корепанов. — Будем работать над тем, чтобы менять и региональное, и, если надо, федеральное законодательство.

***
фото: Даже обычный порог может быть преградой.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта