Первый театр в жизни человека
У Александра Бердникова весьма внушительный для молодого актера репертуар.
Он и уверенный в своей неотразимости Водяной в «Минуте славы», и добродушный пожилой Солдат в «Двенадцати месяцах». В «Солдатской краюхе» он — Фриц, в «Приключениях Незнайки и его друзей» — Винтик. Он же — лауреат премии «Золотой ключик» за лучшую актерскую мужскую работу Тюменского театра кукол сезона 2012-2013 годов.
Но коллеги считают, что настоящий успех пришел к Александру в роли Бобика в спектакле «Бобик в гостях у Барбоски». А сам он называет эту роль «пока самой любимой».
Еще Саша обладает самым громким голосом в труппе, что активно используется коллегами в закулисной творческой жизни. А на актерских застольях он первым своим зычным голосом кричит: «Ур-ра!», а все остальные подхватывают. А еще он со своим голосом — отличный Дед Мороз. Словом, так уж Саше кукольный театр к лицу, что даже сложно представить его вне сцены.
— Вы когда-нибудь работали не актером?
— Работал! Еще в старших классах школы во время летних каникул брат (он занимается промышленным альпинизмом) позвал меня поработать на стройке. На веревках качаться, отделывать межпанельные швы. Вот тогда я и поработал не актером — прямо так, без подготовки.
— Получилось?
— У меня брат — человек строгий, у него хочешь — не хочешь, а сделаешь хорошо.
Александр не только это делал хорошо. Он, например, мог бы стать пожарным, как отец. Даже комиссию прошел. А мог стать ученым-экологом, благо, что к экологии были способности и интерес: в старших классах написал серьезную работу и защитил ее в Московском техническом университете имени Баумана, после чего получил приглашение поступить без экзаменов. Но на тот момент он уже решил стать актером. Хотел заниматься творчеством.
— Творчество началось еще в детстве,- вспоминает Александр. -Лет в шесть, когда я попал в летний лагерь «Зеленый мыс». Мы там устраивали сценки. И мне так понравилось! В школе посещал экологический кружок, затем — театральный. И, кстати, понял, что защитить, например, научную работу по экологии — это тоже театр. Ее надо подать, надо заинтересовать публику.
Профессии актера-кукольника Александра научили в Екатеринбургском государственном театральном институте. После он два с половиной года проработал в театре Брянска, а потом друзья рассказали ему о тюменском театре кукол.
— С тех пор варитесь в тюменском соку? Или удается смотреть постановки других коллективов?
— Стараюсь ездить на фестивали. Бывает, что сегодня вечером играю спектакль, завтра еду в Екатеринбург на фестиваль, а послезавтра — снова в Тюмень, снова играть. Есть прекрасный фестиваль в Екатеринбурге — «Петрушка великий». Я там видел, как один итальянец работал с куклой Пульчинеллой, которая популярна в Италии так же, как у нас Петрушка. Казалось бы, простая! Но хохотали и взрослые, и дети. Есть кукольный фестиваль в Челябинске. Если я попадаю в Москву, то тоже стараюсь ходить в театры.
— Каково это — выступать перед детьми? Они же не знают театрального этикета…
— Не знают, но ребенка надо вовлечь в свою игру. Невозможно оторвать малыша от того, что ему интересно. Тогда он и шуметь не станет, и не примется ходить по залу, плакать.
— А импровизировать в кукольном театре можно?
— Смотря у какого режиссера. Некоторые дают тебе волю попробовать что-то свое, другие хотят, чтобы ты выполнял поставленную задачу.
— То есть, актер — это инструмент…
— Так и есть. Но я всегда стараюсь что-то придумать. Творчество -это интереснее всего, для этого все и существует. Ну, а уж если мне сказали: «Делай только так», тут уж ничего не попишешь, приходится оставлять свои идеи.
— Театр кукол — это зрелище, искусство или метод воспитания?
— Поскольку кукольный театр -это первый театр в жизни человека, то, конечно, мы должны воспитывать, учить. Маленькому человеку надо сориентироваться в мире: что хорошо, что плохо. Элементарные вещи: нельзя играть со спичками, нельзя открывать дверь незнакомым людям. Поэтому момент воспитания должен присутствовать, а ребенок должен оценивать поступки персонажей: вот этот герой молодец, сделал хорошо, а этот — плохо, я так делать никогда не буду.
— Можно куклами сыграть спектакль для взрослых?
— Можно, конечно. Даже в детских спектаклях взрослые находят что-то интересное для себя, проецируют какие-то моменты на свою жизнь. Сколько раз мы слышали нечто вроде: «Этот герой — вылитый мой начальник!» Так что, нельзя четко разделить кукольные спектакли на детские и взрослые.
— Ну а все-таки? Что можно поставить исключительно для взрослых? «Короля Лира»?
— Я видел кукольную «Пиковую даму» — абсолютно спектакль для взрослых, потому что все по Пушкинскому тексту, все серьезно. Можно показывать и детям, но постановка взрослая. Думаю, есть и другие подобные спектакли.
— Почему у нас такого нет? Взрослые в нашем театре могут посмотреть «Женитьбу» и «Барышню-крестьянку», но это не кукольные спектакли.
— Мы не можем себе такого позволить: наугад поставить спектакль для взрослых и ждать — придет зритель или нет? Театр сегодня должен зарабатывать, выдавая в афише беспроигрышные, громкие названия. Поэтому в афише те постановки, на которые можно приглашать школьников и детсадовцев группами. Для малышей — одно, для детей постарше — другое. Та же «Барышня-крестьянка» — это школьная программа.
Хотя я знаю, что раньше в нашем театре были вечерние сеансы для взрослых. Старшие коллеги рассказывают, что в зале были аншлаги. Вероятно, сейчас экономически время более суровое, и мы не можем этого позволить.
— Если о финансах, то скажите, как актеры зарабатывают? Дедом Морозом работать пойдете?
— Зарабатывать мы вынуждены действительно не только в театре. Я провожу свадьбы, корпоративы… Дедом Морозом — обязательно. Причем больше всего я люблю работать Морозом не на больших праздниках, а приходить в семьи. Знаю, что некоторые забегают минут на 10-15, но я люблю поиграть с ребенком подольше. Чаще всего пускаю вперед Снегурочку, чтобы не напугать ребенка бородатым Дедом. Но даже если напугал, все равно потом найду подход к ребенку, втяну в свою игру.
А кульминация таких праздников -когда я достаю из своего мешка письмо, в котором ребенок просил о подарке. Всегда прошу, чтобы родители писали с детьми письма и потом либо в морозилку клали, либо выбрасывали в форточку (правда, придется подобрать потом, чтобы передать мне). Так вот, главное чудо в том, что письмо дошло до Деда Мороза! Ох, какие глазенки при этом у ребятишек бывают!
— Если бы вы действительно были Дедом Морозом, какое чудо сотворили бы для кукольных театров?
— Чтобы кукольным театрам не приходилось так много думать о заработке. Чтобы было больше творчества, экспериментов! Чтобы детям было интересно. Чтобы никогда ребенок не говорил: «Я больше не пойду в театр, меня там напугали, и я ничего не понял». Вот чего бы я хотел.
***
фото: Александр Бердников.