Тыл противопожарной службы
Слесарь по ремонту автомобилей Анатолий Смольников долгое время работал водителем, но в 90-х годах от его услуг отказались: платить нечем, машины заправлять — тоже нечем, поэтому водители и оказались не у дел… Сокращение стало для слесаря Смольникова судьбоносным.
— Сюда я, как сам думал, пришел временно, — обводит он взглядом большой ангар-гараж, в котором стоят пожарные машины. -Уже 19 лет работаю.
ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К МАШИНАМ
Гараж или, правильнее сказать, ремонтная зона — это особая территория производственного технического центра Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС. Здесь как будто стоят не только пожарные машины, но и где-то в укромном углу запрятана машина времени, возвращающая каждого входящего в советские времена. В рабочем коллективе ПТЦ, как мне показалось, есть что-то советско-киношное: это работяги с добродушными лицами, смущенными улыбками, в промасленных рабочих куртках, чаще называющие друг друга не по имени, а по отчеству — в знак исключительного корпоративного (словечко уже из наших времен) признания.
— А где у нас Палыч?! -бросает клич по гаражу начальник 28-й пожарной части ПТЦ Евгений Бобков, который взялся нас сопровождать по ремонтной зоне — не споткнулись бы об инструмент или, того хуже, не провалились бы в смотровую яму. Они в гараже, где чинят большие пожарные машины, тоже большие.
— Работаю, как где! — оттирая руки тряпицей, спешит навстречу Палыч — Анатолий Смольников.
В гараже он по праву считается аборигеном — шутка ли, из 35 лет, что существует производственный технический центр, работает здесь больше половины этого срока. Довольно успешно — слесарь высшего разряда. И, что самое главное, уходить не собирается. Временная подработка в 90-х превратилась, ни много ни мало, в дело жизни.
— Такие специалисты у нас очень ценятся, — говорит Евгений Бобков. — Закалка у них еще тех времен, есть чувство ответственности за профессию, что ли… А молодые кадры, пройдя у нас обучение и получив практические навыки, часто переходят на другую, высокооплачиваемую работу. Не все, конечно. Есть те, кого по-настоящему затягивает.
Возможно, потому что работа в ПТЦ позволяет почувствовать свою причастность к чему-то фундаментальному. Ведь пожарная машина — это не просто ходовая часть, двигатель, бортовой компьютер, что есть в каждом автомобиле. Это еще — и автоцистерна, и насос, от исправности которых зависит успех работы пожарных и, если хотите, целостность и сохранность нашего имущества, а то и наши жизни.
Справедливости ради стоит сказать, что из советского в ПТЦ -исключительно рабочий дух. Технологии ремонта здесь самые современные, говорит Евгений Бобков. Потому что техническая база противопожарной службы обновляется чуть ли не каждый год — надо ей соответствовать. Вот, например, и высокие автолестницы, и коленчатые подъемники, появившиеся на вооружении пожарных частей, требуют особого подхода. Особенно сейчас, с наступлением холодов, которые не щадят технику.
Да и водители пожарных машин вверенную им технику не всегда щадят, замечает Анатолий Смольников. Практически всегда рядовое техническое обслуживание выливается в какой-нибудь ремонт.
В гараже машины отогреваются своим железным громоздким телом и большой автомобильной душой, и дальше — в бой.
В среднем, говорят слесари, срок службы пожарного автомобиля на базе «ЗИЛа», «камаза» или «урала» составляет десять лет. При хорошем к нему отношении.
УДАВЫ И АИСТЫ
А вот срок службы пожарного рукава гораздо короче — два-три года. Все зависит от того, в скольких переплетах он побывал.
— Замечали, наверное, что во время тушения пожаров автомобили проезжают прямо по рукавам, протянутым от гидрантов или пожарных машин, — говорит заместитель начальника производственного технического центра Анатолий Иванов. — Почему-то водители даже не задумываются, что это может, во-первых, помешать тушению пожара. Во-вторых, испортить оборудование.
… Из гаража мы перешли в другой цех ПТЦ — с длинным неглубоким бассейном: в нем «купают» пожарные рукава, похожие на удавов. В воду их окунают, чтобы разморозить после работы на холоде. Перепады температуры — губительны для шлангов. Почти после каждого пожара в них появляются свищи, которые приходится заклеивать работникам рукавной базы.
Но перед этим рукава отмачивают, наматывают на «АИСТ» — агрегат испытания, сушки и талькирования. И уже потом, если требуется, отправляют в ремонт.
Вулканизаторщик Александр Поспелов принимает во всем этом непосредственное участие уже 20 лет. Перед его глазами изо дня в день проходят длинные вереницы рукавов.
— Не надоедает? — спросила я его.
— Коллектив здесь хороший, поэтому — нет, не надоедает, — отвечает он.
Александр Поспелов оказался в производственном техническом центре тоже в 90-е, когда попал под сокращение на судостроительно-судоремонтном заводе. И тоже, как и Смольников, задержался надолго.
… Штатная численность всего производственного технического центра — 174 человека: это и аттестованные сотрудники МЧС, и гражданские специалисты. В структуру ПТЦ входят четыре подразделения: две ремонтно-вспомогательные части (в Тюмени на улице 30 лет Победы, 85 и в Ишиме), в которых работают инженеры, мастера связи и газодымозащитной службы, техники, автослесари, маляры, электрогазосварщики. Часть связи, специалисты которой обеспечивают ремонт и обслуживание любых средств связи, состоящих на вооружении МЧС России. И транспортно-хозяйственное подразделение, осуществляющее грузопассажирские перевозки.
Может, звучит несколько высокопарно, но все эти 174 человека после экскурсии, которую провели для нас по центру, представились мне этакими ангелами-хранителями. Так и вижу сцену: работяга в перепачканной мазутом спецовке смотрит вслед отъезжающей от гаража пожарной машине, сплевывает под ноги и чуть слышно говорит под нос: «Ну, ни пуха.»
Эту свою фантазию работникам тыла противопожарной службы я рассказывать не стала — засмеют. Хотя кто их знает, о чем они думают и какие заклинания произносят про себя, заправляя очередной дыхательный баллон.
***
фото: Анатолий Смольников;В ожидании ремонта;Каждый болтик заслуживает внимания.