X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Станок надо слушать

Работа на станках с программным управлением казалась мне всегда скучной и монотонной. Думал, что оператор только сбрасывает нужный чертеж в компьютер, и тот все сделает сам. Но если так просто — зачем проводить конкурс на звание лучшего оператора станка с ЧПУ?

Участникам конкурса «Славим человека труда!» нужно ответить на сотню вопросов по теории, а затем приступить к практическому этапу, который состоит из двух частей.

В первой — операторам дадут одинаковые чертежи детали, для изготовления которой они должны написать программу. Этот покажет, насколько хорошо они владеют языком программирования. Один из членов жюри Иван Золотухин подчеркивает, что на крупных предприятиях такую задачу оператору не ставят: за алгоритмы, по которым станок фрезерует ту или иную деталь, отвечают программисты. Но в нашем регионе пока еще нет четкого деления на программистов, наладчиков и операторов. Тюменские рабочие — универсальны.

Вторая часть — работа на станке. И качество здесь напрямую зависит от правильного прохождения первого этапа: техника не простит даже малейшей ошибки.

Первым писать программу принялся Сергей Левицкий из «Шлюм-берже». Ему понадобилось около часа, чтобы «объяснить» фрезерному станку, что он должен изготовить. Пока Сергей крепил дюралюминиевую заготовку, Золотухин показал, что должно получиться в итоге. Кажется, ничего сложного: просверлить два отверстия в корпусе, сбоку — выбрать четверть.

— Обратите внимание, что полость шероховатая, сделать это непросто, — рассказывает Иван с заготовкой в руках. — Ребята должны все это повторить. Четверть нужно выбирать под определенным углом к заготовке. Самое главное — соблюсти размеры.

Разве компьютер не справится с этим?

— Справится, но после удачной отладки. Нужно учесть изношенность фрезы, а перед работой -сделать привязку режущего инструмента к детали. Слесари называют это «поймать ноль». Фреза на небольших оборотах должна едва коснуться заготовки. Сильно въедешь — пойдут погрешности. Не допустить подобного — в этом и заключается профессионализм.

Ловить тот самый ноль непросто. Чтобы не упустить первую стружку, оператор должен прислушиваться к звуку двигателя, вращающего фрезу, плавно подводить резец и пристально наблюдать за процессом.

Почему именно такую деталь повторяют?

— В ней представлены основные элементы, которые встречаются в корпусных деталях.

Сергей все правильно делает?

— Да. Не теряется парень. Делает все последовательно.

Конкурсант не забывает проверять рабочие поверхности цангового патрона (место крепления резца), продувает даже приспособление для крепления заготовки. Как будто готовится к хирургической операции. Чуть больше часа понадобилось конкурсанту, чтобы положить на стол комиссии идентичную оригиналу деталь.

Были трудности с теорией или в практике? — интересуюсь у Сергея Левицкого.

— Из сотни вопросов только на два затруднился ответить, — говорит Сергей. — В практике — ничего сложного. Все размеры выдержал. Правда, пришлось привыкать к новому интерфейсу. На нашем заводе другое оборудование. Да и с дюралюминиевым сплавом не работал раньше. У каждого материала своя особенность обработки. Надеюсь, свое предприятие достойно представил.

По словам директора института промышленных технологий и инжиниринга Владимира Долгушина, конкурсом «Славим человека труда» этим ребятам не стоит ограничиваться. Победители достойны участвовать в международном конкурсе квалификаций, а это — престиж и солидные премиальные.

***
фото: Сергей Левицкий.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта