X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Поцелуй каторжника

Добро пожаловать в тайгу давно минувших времен! Хотя истинное добро тут отыскать трудно. Легче получить пулю в затылок или спину.

Первозданный, пропахший хвоей, пронизанный свежестью горных рек, перекресток миров, где скрещиваются пути жертв и их убийц. «Горбунов» (как за котомки на спинах называли беглых каторжников начала ХХ века) и «охотников за головами» из числа тех сибирских жителей, что были готовы сесть на коня, взять в руки винтовку и устроить смертельную охоту. Пленных не брать, а в доказательство меткого выстрела предъявить отрезанные уши — иначе денег не дадут.

Россия, Сибирь, 1907-й… Мой внимательный читатель может вспомнить, что именно в 1907-м посадил на белый пароход своего поручика Никита Михалков в недавнем «Солнечном ударе». Там все сияло негой, умиротворением и предвещало близкую страсть.

В фильме Рустама Мосафира «Беглецы» все иначе. Словно в другой стране. Суровые мужички себе на уме, каждый день добывающие кусок хлеба для себя и своей семьи. И сколько среди них тех, кто мечтает обогатиться любой ценой. Даже если убить придется не только каторжника, но и вольного старателя, моющего в горах алтайское золото.

Сама судьба сводит под этим бескрайним небом беглого «политического» Павла, причастного к террору против власти (в обрывках воспоминаний ему тягостно вспоминаются взрывы, искалеченные люди на брусчатке) и немую девушку Устю (когда-то девочкой она приехала в эту глушь вместе с матерью к отцу, тоже каторжнику, а потом осталась одна и стала женой местного казака-золотоискателя).

Павел и Устя пока враги, это изначальный посыл авторов фильма. Но события таежного вестерна приобретут такой оборот, что им придется стать союзниками и поочередно спасать друг друга. А по их следу идет небольшая, но очень опасная банда, чтобы убить и отнять золото.

Что-то похожее мы уже видели. Можете вспомнить «Охоту на пиранью», которая, впрочем, была гораздо больше населена убегавшими и теми, кто преследовал. А весь фильм, помнится, держала могучая связка положительного героя и злодея в исполнении Владимира Машкова и Евгения Миронова.

К финалу «Беглецов» я понял, чего мне не хватило здесь. Такой же сшибки героя и антигероя. Главарь банды «охотников за головами» Кудим (актер Сергей Цепов) показался мелковат, предсказуем, а обличьем своим похож на. ряженого. Сама его шайка тоже пестра. Наверное, даже тогда в «нелегальные вооруженные формирования» людей подбирали специально, а тут один толст и староват, а второй стрелять не умеет.. Не верю!

Однако смотрим дальше. И вознаградим себя неподдельной отвагой главных героев. Их роли играют Петр Федоров, ставший окончательно знаменитым после фильма Федора Бондарчука «Сталинград» (капитан Громов), и Елизавета Боярская.

Вот ей, Елизавете Михайловне, -мои искренние аплодисменты. За весь полуторачасовой фильм не произнесла ни единого слова (хотя, признаюсь, я до последнего верил, что ее героиня после всех эмоциональных потрясений все же заговорит). Продираться через настоящую тайгу, убегая от погони; тащить из болота почти утонувшего Павла; и вновь вызволять его из медвежьей ловушки — маленького каземата из толстых бревен, где соседом каторжника ненадолго станет. медвежонок. Как это все не похоже на героиню Боярской в «Адмирале», хотя та была тоже по-своему выдающейся женщиной!

… А после очередного спасения случится тот ворованный и абсолютно сладкий поцелуй, единственный в фильме, — лед в душах растаял, а жизнь перестала казаться сущим адом. Ведь они так молоды.

Таежный вестерн показался неровным и в чем-то ученическим фильмом, хотя действие не ослабевает, приковывает к себе, как теми кандалами, что носил в начале фильма герой Федорова. И запоминающихся сцен довольно много. Например, та, где молодой бандит получает сразу двух врагов — беглого, а также вышедшую из леса медведицу — и не знает, в кого стрелять раньше.

И Боярская, и Федоров получили совершенно новый актерский опыт на этой малобюджетной картине, снятой при совместном участии России и Казахстана. Постановщиком выступил режиссер-дебютант в полнометражном кино Рустам Мосафир (ему только 29 лет, и он известен как актер и сценарист; как режиссер причастен к созданию телесериалов «Розыск 2» и «Универ»). Литературной основой картины стала повесть сибирского писателя Глеба Пакулова «Ведьмин ключ». Под этим названием картина была показана в марте этого года на XII Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске (по моим сведениям, вне конкурсной программы).

Пишут, жестокие реалии охоты на людей заставили одного из продюсеров картины — Рената Давлетьярова настоять на определенных переменах в сценарии «в угоду романтической составляющей».

«Беглецы» вышли в российский прокат 25 сентября 2014-го и, судя по кассовым сборам (около 30 тысяч долларов в нашей стране, по данным сайта kinoposk.ru; сведений о сборах в Казахстане нет), имели не слишком широкий прокат. Приводится число зрителей, которые успели посмотреть картину, оно тоже не впечатляет — 4,7 тысячи.

Но мог ли дебютный фильм молодого режиссера претендовать на ошеломительный успех, на то, что в программах кинотеатров, при массированной атаке голливудских картин, будет выделено много сеансов? Такие хорошие сенсации случаются, но, согласитесь, нечасто. Важнее другое: Рустам Мосафир — в обойме, и уже заявлено, что он будет снимать исторический сериал о герое борьбы с нашествием Батыя, рязанском боярине XIII века Евпатии Коловрате.

А Петр Федоров минувшую осень провел в Карелии, где снимался у того же Давлетьярова, но уже режиссера. Актеру выпала честь сыграть незабвенного старшину Васкова в новой экранизации повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие.»

P.S. Напоследок надо сказать, что уже в этом ноябре «Беглецы» должны появиться на DVD. Тех, кто хочет его посмотреть, адресую и к Интернет-ресурсам, в частности, в онлайн-кинотеатры — там фильм доступен. Кстати, экранное время весьма удобно — только один час и 35 минут. Вы не заскучаете -подтверждено собственным опытом. Добавлю, что в фильме довольно много жестких и даже жестоких сцен, и детям до 16 лет его смотреть не рекомендуется.

***
фото: Устя и Павел — Елизавета Боярская и Петр Федоров.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта