Как нам не зарасти мусором
Ежегодно тюменцы производят около двух миллионов тонн бытовых отходов. И эта цифра год от года увеличивается.
Последний в этом году Большой урок «Открытой школы права» в ТюмГУ посвятили проблемам сбора, вывоза и переработки мусора. Эта тема, вроде бы, очень далека от высоких материй, но, по словам Валерия Фалькова, ректора вуза и председателя постоянной комиссии по градостроительству и земельным отношениям городской Думы, прогресс в системе утилизации отходов всегда приводит к цивилизационным сдвигам. Например, появление канализации в Римской империи стало символическим водоразделом между варварством и более развитыми обществами средних веков. Ждать несколько сот лет очередной ступени прогресса, по мнению Фалькова, необязательно. Большие перемены начинаются с маленьких шагов по изменению привычек.
Изменить привычное, считает заместитель губернатора области Вячеслав Вахрин, в нынешней ситуации, прежде всего, означает найти ответ на вопрос: «Кому мусор принадлежит?» Ведь пока у вас на кухне наполняется мусорное ведро, никто не будет спорить, что его содержимое принадлежит вам и никому другому. Хоть вам оно уже и не нужно, но оно — ваше. А вот дальше эта собственность, вопреки всем физическим и юридическим законам, куда-то испаряется. На вопрос: «Чей мусор лежит в мусорном баке?» ответить уже не так просто. Управляющей компании? Но она не может его присваивать, так как только оказывает жителям услугу по вывозу ТБО. Нет пока никаких прав на мусор ни у возчиков, ни у мусорных полигонов. Тогда — могут ли они им по-своему усмотрению распоряжаться и извлекать прибыль? А прибыль тут может быть фантастической — до 200 процентов.
Не все так просто и с заключением договоров на вывоз. У жителей, например, индивидуальных жилых домов такой обязанности нет, хотя мусор есть. И приходится управам, как «пионервожатым» уговаривать частников, взывая к их совести. У жителей многоквартирных домов другие «страшилки» -их пугают переводом этой услуги из жилищных в разряд коммунальных. И тогда, мол, «проводить мусор в последний путь» станет очень дорогим удовольствием, при котором купить килограмм бананов, например, станет дешевле, чем избавиться от шкурок.
Юридическая неурегулированность этих взаимоотношений и устаревшая логистика процесса приводят и к так называемому «мусорному туризму», когда у возчиков есть соблазн не довозить содержимое контейнеров до полигона, а выгрузить его где-нибудь в лесу или на так называемой временной свалке, за которую платить не надо.
Всего в Тюменской области на данный момент 22 мусорных полигона и 550 санкционированных свалок. Но это — не все. К официальным, санкционированным точкам постоянно добавляются несанкционированные. С ними можно, конечно, «героически бороться», но большого смысла в таких сражениях нет. Если не изменится система, считает Вахрин, число последних будет увеличиваться и съедать каждый год немалые бюджетные средства на ликвидацию. В общем, необходима перенастройка.
В чем заключается эта новая концепция? Прежде всего, в строительстве в крупных городах мусороперерабатывающих и мусоросортировочных заводов. В Тюмени уже получено около полутора миллиардов рублей инвестиций на эти цели. Предполагается, что полномочия по обращению с отходами перейдут от органов местного самоуправления на областной уровень. Платить за вывоз и утилизацию мусора население будет напрямую мусоросортировочным заводам, а те уже нанимать возчиков. При такой цепочке им будет невыгодно разгружаться, где попало — без конечного результата они денег не получат. Таким образом, рентабельность «золотого» бизнеса снизится до разумных величин, вполне достаточных для того, чтобы заполнить рынок цивилизованными фирмами. В обработку будет уходить до 80% бытовых и промышленных отходов, а за счет строительства мусороперегрузочных станций сократятся транспортные издержки. Плата населения при этом не должна существенно измениться.
В каждом конкретном дворе революционные изменения будут практически не заметны. Вахрин призвал очень осторожно и взвешенно относиться к коренным перестройкам на этом уровне. Например, идея раздельной сортировки мусора — хорошая, но воплотить ее в жизнь пока нереально. Иначе вместо одного мусоровоза потребуется несколько, что неизбежно умножит тариф на вывоз. Платить дороже пока никто не готов. Раздельная сортировка становится оправданной только с появлением мусоросортировочных предприятий. Тогда выносить общим пакетом получится дороже, чем разными.
Существуют опасения и по поводу повсеместного перехода на заглубленные контейнеры. Таких в Тюмени 22. При всех очевидных плюсах здесь есть и минусы. Любые конструкции рано или поздно надо заменять. Делать это придется на средства собственников. А один заглубленный контейнер стоит около 100 тысяч рублей. Дополнительный счет может выставить и предприятие-возчик, если оно будет, как сейчас, монополистом. В результате, две главные задачи: сократить издержки и не повышать плату населения могут оказаться под вопросом.
Свою ложку дегтя добавила и руководитель регионального управления Роспотребнадзора Галина Шарухо. Так, в заглубленных контейнерах не соблюдаются сроки вывоза мусора, а многоразовые мешки (их срок службы до пяти лет) с точки зрения санитарии — не идеальный вариант. Предпочтительнее, считают в Роспотребнадзоре, проверенные бесконтактные контейнеры с педалями.
В общем, пока мы окончательно не заросли мусором, и он не припер нас к стенке, есть еще шанс выстроить всю систему по-новому. И не просто говорить слова и лозунги, а делать конкретные шаги. Правительством области уже заключено концессионное соглашение и распределены земельные участки под строительство мусоросортировочного завода.
***
фото: Такие картинки на контейнерных площадках сейчас -не редкость, но в новой системе должны стать исключением.