Без помощи граждан не обойтись
Начальник отделения пропаганды областного УГИБДД подполковник Анжела Борисова вернулась с IX Всероссийского конкурса телерадиопрограмм по безопасности дорожного движения со званием «Пропагандист года».
Правда, времени праздновать победу у подполковника Борисовой нет — из конкурсного огня она сразу же попала в полымя повседневной работы. Среди прочего Анжела Ивановна шесть раз в день выходит в радиоэфир с информацией о случившихся на улицах Тюмени столкновениях и неисправных светофорах.
Вот и сейчас, прерывая нашу беседу, дозванивается сначала в дежурную часть, потом в «Тюменьгортранс». И затем передает по радиоволнам: на данный час на городских дорогах пять столкновений, до полудня не будет работать светофор на перекрестке улиц Ямской и Бакинских комиссаров… «Доброго вам дня, берегите себя и пропускайте пешеходов», — заканчивает пожеланием, которое знакомо многим автомобилистам.
— Мне всегда было интересно, а пожелание у вас каждый раз готово заранее? — спрашиваю я.
— Нет, чаще импровизирую. На днях, когда на дорогах было скользко, попросила водителей выбирать оптимальную скорость, потому что от этого будет зависеть, благополучно ли они доберутся до дома.
— Как думаете, водители прислушиваются?
— Все зависит от человека. Кто-то прислушивается, а кому-то хоть кол на голове теши. Помните недавнюю аварию, когда на Червишевском тракте под колеса попала пожилая женщина? Она переходила дорогу на красный сигнал светофора… Ее тело не сразу накрыли — так она и лежала какое-то время. А пешеходы, даже видя это, продолжали переходить улицу на красный! Спрашивается, что еще должно произойти, чтобы граждане наконец-то перестали мыслить по принципу: «То, что случилось с другим, со мной никогда не случится»?
— Одно время вы предлагали во всех отделах ГИБДД крутить шоковое видео, даже показывали его водителям, которых останавливали за нарушение. Может, стоит показывать его почаще, в том числе и по телевизору — в качестве социальной рекламы?
— На конкурсе обсуждали этот вопрос. По мнению психологов, не на всех шоковое видео действует одинаково. Детям его, например, ни в коем случае нельзя показывать. И среди взрослых есть такие, которые, увидев подобное, наоборот, станут вести себя на дорогах более напряженно и опасно, потому что их сознание постоянно будет воспроизводить страшные картинки. Так что однозначного и универсального решения, как всех и сразу научить соблюдать правила дорожного движения, — нет.
— Тем не менее, сотрудники отделения пропаганды, как я понимаю, ежедневно занимаются поиском этого решения.
— Да. На протяжении уже многих и многих лет. У пропаганды длинная история. В том числе и в нашем регионе. Я застала в ГИБДД еще то время, когда работала Галина Степановна Легошина, основатель движения юных инспекторов. Помню, как она ходила с большим мегафоном прямо по разделительной полосе улицы Республики и призывала водителей к дисциплине. И знаете, помогало. Старшие коллеги рассказывали мне, что большой эффект имели также агитационные плакаты, которые вывешивали на предприятиях, и встречи инспекторов с рабочими этих предприятий. Сейчас это все тоже есть — и даже в более продвинутой, современной форме, — но не всегда достигает цели.
— Почему? Водители стали не те?
— И это, конечно, тоже. Помню, еще на заре своей работы в пропаганде (за безопасное движение Анжела Ивановна борется уже 27 лет — М.С.) я часто ездила в командировки на Север. Однажды, кажется, в Нягани из колонии-поселения сбежал осужденный, напился, угнал машину и врезался на ней в другую машину — по его вине погибли пять человек. Я разговаривала с ним в камере предварительного следствия. Помню: когда он начал осознавать, что сделал, в глазах его появился неподдельный ужас. Сейчас мы почти каждый день смотрим видеозаписи с регистраторов инспекторов. На этих роликах — пьяные водители. Большинство из них и знать не знают, что такое страх, а тем более раскаянье.
— Многие в связи с этой безграничной наглостью водителей считают, что пропаганда — это слишком мягкий метод воздействия на сознание нарушителей или потенциальных нарушителей. Мол, надо быть жестче…
— Рафаэль Соломонович Гольдберг, главный редактор «Тюменского курьера», насколько я знаю, -среди тех, кто так считает. Никогда не забуду его фразу о том, что людей надо беречь от аварий насильно. В какой-то момент я готова была согласиться с этим мнением, но профессиональный опыт показывает: ресурсов нашей дорожно-патрульной службы не хватит на то, чтобы насильно обезопасить каждого человека. Таково реальное положение дел. Поэтому пропаганда — кто бы что ни говорил — необходима. Однако стоит понимать, что наша работа не исключает работу инспекторов ДПС. Они делают свое дело, мы -свое. А вообще, дело-то общее.
— Еще несколько лет назад в городе не так часто можно было увидеть сотни ребятишек, пляшущих под песни о дорожной безопасности. Сейчас — часто. Подобные выходы в народ дают положительные результаты?
— Подсчитать, сколько водителей и пешеходов нарушили потом правила или попали в аварию, невозможно. Но чем чаще мы публично напоминаем о необходимости соблюдать правила дорожного движения, тем вероятнее, что люди прибегнут к нашим советам. Но а что касается самих детей, которые участвуют во флэшмобах, то в их головах несомненно что-то откладывается. Они ощущают свою причастность к определенной группе. К группе тех, кто не нарушает правила. И им это нравится.
— Вы чувствуете отдачу от своей работы?
— Все эти годы, когда смотрю вслед людям, которые уходят с очередного профилактического мероприятия, я верю, что все у них будет хорошо. Наверное, эта уверенность — и есть отдача.
— А разочарования случаются?
— Это нельзя назвать разочарованием в том, что мы делаем. Однако каждый раз, когда мы с коллегами готовим ко Дню памяти жертв ДТП список погибших детей, слезы наворачиваются на глаза. К этому невозможно привыкнуть. В этом году мы список уже подготовили: погибло девять ребятишек. В прошлом был 21 погибший…
— Мечтаете о том, чтобы никто никогда не нарушал бы правил, не погибал на дорогах?
— Я реально смотрю на вещи, однако это не мешает мне мечтать о том, что со временем все больше и больше граждан начнут осознавать не только ответственность инспекторов за то, что происходит на дорогах, но и свою личную ответственность. Без поддержки граждан нам не обойтись.
***
фото: Анжела Борисова.