X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

У страха глаза велики

Наши предки, желая определить пол еще нерожденного ребенка, проводили «диагностический тест»: продевали через обручальное кольцо нитку и подвешивали на уровне живота. Если оно начинало двигаться по кругу — значит, родится мальчик. Теперь в распоряжении будущих родителей имеются более надежные средства, и определить они позволяют не только пол.

В конце концов, и сына, и дочку родители будут любить одинаково. Знать о врожденных генетических заболеваниях и пороках развития -куда важнее.

Правда, некоторые женщины готовы с большей охотой поверить в народные приметы, которыми пользовались их прабабки, тогда как пренатальный (дородовой) скрининг кажется им ненужным и опасным.

— Как только женщина приходит вставать на учет, ей назначают ряд анализов, — рассказывает Тина Бондарева, исполняющая обязанности заведующей женским консультативно-диагностическим отделением перинатального центра. -Биохимический минимум (анализы на свертываемость и группу крови, ВИЧ и гепатиты) назначают всем без исключения. И от них женщины никогда не отказываются. Углубленные анализы (на вирусы, паразитов, ИППП и т.д.) назначают только тем будущим мамам, у которых высок перинатальный риск. Они тоже не отказываются, ведь эта «золотая беременность» им тяжело далась. Остальным углубленные анализы — по желанию. Но, нужно сказать, что подавляющее большинство беременных сами хотят более полного обследования. Что же касается тех женщин, которые не желают вмешательства «врачей-убийц», как правило, они в женскую консультацию не являются вовсе.

Проблемы с согласием, по словам Тины Болдаревой, начинаются позже, когда срок беременности достигает 12-14 недель. В этот период назначают обследование, именуемое непонятным словом скрининг: инструментальную УЗИ-диагностику и биохимический анализ крови на генетические хромосомные маркеры ПАПП и бета-ХГЧ. Именно они могут показать угрозу развития синдрома Дауна и синдрома Эдвардса.

— Конечно, от неонатального скрининга, когда проверяют на генетические заболевания уже рожденного малыша, матери отказываются чаще, чем от пренатального, — замечает Болдарева. — Но и в дородовом скрининге есть свои «отказники» — примерно пять процентов. Это не считая тех женщин, которые являются в ЖК за пару недель до того, как им предстоит рожать. Такие просто выпадают из статистики, ведь между 12-й и 14-й неделями они сидели дома.

По словам Тины Болдаревой, еще два процента женщин после долгих уговоров все-таки проходят скрининг. Но на этом эпопея не заканчивается.

— Нужно понимать, что результаты каждого из двух тестов в отдельности не означают ничего, кроме необходимости провести дополнительную диагностику, -подчеркивает Болдарева. — Вероятность рождения ребенка с генетическим отклонением складывается из результата обоих тестов, учитывается и возраст матери. Но даже если все эти три момента указывают на высокий риск, это еще не значит, что ребенок болен. Получить точную информацию можно, проведя дополнительное обследование — биопсию хориона или плаценты. После этого инвазивного — что и пугает мам — исследования патология, зачастую, не подтверждается! Конечно, иногда она все же выявляется. В таких случаях врачи-генетики рассказывают об обнаруженном заболевании все, ничего не утаивая и не преувеличивая. А потом женщина сама решает, оставить ребенка или делать аборт.

Многие женщины, по словам Болдаревой, подходят к биопсии с точки зрения современного человека и не боятся. Другим нужно несколько раз услышать от врача, что процедура делается тонюсенькой иглой, которую вводят через переднюю брюшную стенку под контролем ультразвуковой диагностики. Что врач в прямом смысле слова видит, как движется игла, и направляет точно в хорион или плаценту. И что игла пройдет ДАЛЕКО от ребенка, ничего ему не повредив. Только после этого они, истерзанные тревогами за будущего ребенка, соглашаются на биопсию.

— Конечно, любая манипуляция, связанная с нарушением целостности кожных покровов, несет в себе некоторый риск, — говорит Болдарева. — Но нужно объективно оценивать его масштабы. В конце концов, риск — это даже порезанный о бумагу палец. Кроме того, биопсия делается только женщинам, у которых беременность проходит без осложнений. Только тогда, когда врач-генетик полностью уверен в безопасности процедуры для данной конкретной женщины. Мы знаем, что наши пациентки в силу особенной физиологии беременных женщин бывают чересчур возбудимы, внушаемы и не уверены в себе. Но в таких вопросах как генетические заболевания будущего ребенка нужно взять себя в руки и идти до конца, чтобы после рождения малыша его недуг не стал для всей семьи шокирующей новостью.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта