В сказочном царстве музея
Реставраторы шутят, что живут они как в сказке, чудеса и сюрпризы на рабочем месте для них -дело обычное.
Реставрационные мастерские Дома Машарова располагаются во дворе, рядом с деревянным двухэтажным зданием, в котором обычно проходят экспозиции. За неприметным фасадом скрывается особый мир, в котором мирно уживаются разные стили, эпохи, авторы и направления. Здесь все они обретают вторую жизнь, возвращаясь к зрителям из небытия запасников и фондов.
У каждой мастерской — своя специализация. В одной — работают с чугуном и металлом, в другой — с деревом и зеркалами, в третьей -с текстилем, нитками и бисером.
ЦЕНИТЬ ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ
В мастерской по дереву резко пахнет столярным клеем и ацетоном. Реставратор Вениамин Исаев колдует над гнутой спинкой венского стула.
— Такая мебель в XIX-начале XX века была очень популярна, — рассказывает, не отрываясь от работы, Вениамин Викторович. — Австрийское семейное предприятие «Братья Тонет» было известно во всей Европе, они начали выпускать первую промышленную мебель. Сейчас бы ее отнесли к эконом-классу, а тогда подобные стулья можно было встретить и в домах зажиточных горожан, и в присутственных местах.
Силуэт этой мебели, действительно, узнаваем по гнутым элементам. Кто-то не раз видел ее в залах музеев, а кто-то встречал в домах у пожилых людей. Популярность этой марке обеспечивало и то, что она собиралась, как конструктор: и стол, и стул, и шкаф можно было для удобства перевозки разобрать на составные части, а потом с легкостью собрать. При этом гнутые детали, сделанные из особой породы европейского бука, не деформировались. А сломанные или вышедшие из строя заменялись по каталогу.
Правда, популярность чуть не сыграла с братьями злую шутку. Рынок почти сразу же наводнили подделки «под Тонет». К борьбе за потребителя подключились конкуренты — фирма «Яков и Иосиф Конъ». Им удалось даже оспорить авторские права, и чуть было не разорить соперника. Но потом мебельщики, почти как в современной рекламе палочек «TWIX», помирились и пришли к согласию. Дальнейшему их успеху помешала Первая мировая война.
Но мебель в домах осталась. И, по словам Вениамина Исаева, сейчас этот ретро-стиль приобретает все большую популярность. Люди начали ценить то, что им досталось в наследство от бабушек и дедушек.
ТИШИНА КАК СИМВОЛ КРАСОТЫ
В мастерской реставратора по ткани и коже Юлии Речкаловой совсем другая атмосфера. Не витает в воздухе мебельная пыль, нет резких запахов. Все тихо, уютно, спокойно и по-домашнему. Такую обстановку диктует сам процесс реставрации: работа с тканью и бисером — очень кропотливая.
Не каждая мастерица и в прошлые века, когда рукоделие было делом обычным, бралась за нее. Тем более не каждый реставратор возьмется за эту работу сейчас. Ведь одно неверное движение — и бисеринки не найти. Даже дышать, признается Юлия Александровна, порой приходится через раз, чтобы случайно не сдуть невесомые стеклышки.
— Я иногда чувствую себя царевной из сказки, — шутит она. — Стоит только махнуть рукавом, и картинка поменяется. Правда, не в лучшую сторону.
Лет десять назад Юлия Речкалова побывала на выставке в этнографическом музее Санкт-Петербурга «Бисер в костюмах народов мира». И поняла, что до этого она почти ничего не знала о бисере, о том, сколько у него возможностей применения, сколько техник плетения и подбора. Выставка ее настолько потрясла, что захотелось открыть подобную в Тюмени. За это время узнала столько секретов этих маленьких бусин!
В Сибири искусство вышивки бисером было развито меньше, чем в центральной части России. Там было проще и купить особые иглы, и найти любой бисер (есть даже мельче, чем манная крупа), да и дворянок там было больше. В суровых условиях Севера развивалась, в основном, этническая вышивка крупным бисером. Зато тунгусы, например, за одну такую красную бусину могли отдать два-три оленя: красный цвет считался самым нестойким и потому — дорогим. Ценился и голубой бисер, для которого характерна особая болезнь — со временем переламываться пополам.
Об этих и многих других тайнах рукоделия сегодня можно узнать на выставке, открывшейся в Доме Машарова «Три века бисера».
Одну свою мечту Юлия Александровна уже исполнила. А на подходе еще пять авторских выставок. Она беспокоится только, что люди так мало знают о музейных экспозициях и потому на них не ходят. Афиши можно увидеть только на фасадах музеев, но город -большой.
— Вот бы поставить в Тюмени хотя бы один плазмотрон, отданный специально под департамент культуры, — мечтает реставратор. -Например, на железнодорожном вокзале или в аэропорту в залах ожидания. Или установить в каком-нибудь торговом центре. Музейное искусство, конечно, любит тишину, но умирает без зрителя.
***
фото: Экспонаты выставки;Юлия Речкалова;Юлия Речкалова;Вениамин Исаев.