X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Преподаватель учит работать

На экскурсии по заводу «Стеклотех» нас познакомили с преподавателем лесотехникума Леонидом Карасевым. Он обучает местных мастеров и рабочих. В 72 года Леонид Константинович уверенно владеет компьютером: с флешки сбрасывает чертежи, открывает «Автокад». Да и взрослых мужчин обучать ему не впервой. А за плечами — годы работы не в аудиториях, а на производстве.

Карасев работает в лесотехникуме с 1995 года. В 2012-м ушел было на покой, да только преемников у него не оказалось: спустя два года позвали обратно. Сегодня к Леониду Константиновичу обращаются и из Тюменской домостроительной компании, и из аграрного университета Северного Зауралья. «Всем вдруг понадобились преподаватели рабочих специальностей», — говорит он.

Опять обучать механиков, инженеров, слесарей, мастеров деревообработки? Карасеву не понадобилось время на подготовку. У него, как у военного, — всегда собран «тревожный чемодан». Правда, современные технологии заставили немного обновить арсенал. Портфель с лекциями и тубус с чертежами уже в прошлом.

Перед занятием мы полистали с Леонидом Константиновичем страницы его трудовой биографии.

— После окончания школы в Свердловске я поступил в Уфимский авиационный институт, — рассказывает он. — Получил специальность «Инженер-механик по воздушно-реактивным двигателям». Сначала работал по распределению на Казанском авиационном заводе, но спустя четыре года все еще был в должности сменного мастера. Принял решение с Казанью попрощаться. Хотел развиваться и отправился в незнакомую Тюмень — здесь мои одногруппники росли быстрее.

Он устроился в конструкторско-технологическое бюро «Тюменьлеспрома» и уже через два месяца стал главным конструктором. По словам собеседника, многое там было запущенно — рабочие даже понятия не имели о системе конструкторской документации, ГОСТах… Карасев взялся наводить порядок. Проработал в бюро несколько лет, а затем его сманили в индустриальный институт.

Там участвовал в исследовательской работе по созданию нового типа движителя для прохождения по болотам и слабым грунтам. После попал в трест системы Миннефтегазстроя, который занимался внедрением новинок в строительство нефтегазопроводов. После — в «Тюменьнефтепроводстрой».

В 1986 году Леонид Константинович устраивается в машиностроительный техникум. Его назначили заведующим кабинетом дорожных и подъемно-транспортных машин.

— Студенты с интересом слушали вас?

— Сам контингент слушателей был интересный. Девушки, которые закончили школу с хорошими оценками, и мужики после армии. После службы у них некоторые сдвиги происходят в сознании: они не очень охотно занимались расчетами, конспектировали. Но просили меня дать что-нибудь живое.

У Карасева возникла идея: чем на плакатах показывать все эти строительно-монтажные бульдозеры и тракторы, может, сделать действующие модели техники? И дипломники под руководством Леонида Константиновича своими силами начали мастерить тракторы, бульдозеры, автогрейдеры, скреперы, экскаваторы.

— Из каких материалов делали?

— Кто из чего мог. У всех разные возможности. Ребята армейские, сообразительные. Тогда промышленность работала хорошо. У многих были родственники на заводах. Что-то кому-то точили, делали даже пластиковые модели. За четыре года накопился целый парк строительных и дорожных машин. Каждую лекцию я их использовал. Ставлю на стол, подключаю и показываю, какие движения он делает. Каждое рабочее движение техники можно было увидеть на этих моделях.

Между делом Карасев начал интересоваться, как организована подготовка в других странах, и обнаружил, что американцы учат своих детей на игрушках — моделях сельхозорудия.

— А у нас всегда популярны были игрушечные автоматы да пистолеты, поэтому и дети такие агрессивные были, — делится он своим мнением.

Этой идеей Карасева, по его словам, заинтересовались в горисполкоме. Приехала делегация, совместно решили, что в Тюмени нужно организовать производство игрушек мирного назначения. Это было самое начало 90-х. Союз разваливался, и идея просто растворилась. Карасев, как и миллионы советских граждан, остается без работы.

Новая запись в трудовой: конструктор на камвольно-суконном комбинате. «Живых» денег там почти и не довелось получить. А четыре года бартерного расчета просто лишали всякой силы и надежды.

Инженер воздушно-реактивных двигателей взялся за шпатель. Делал ремонты на дачах нефтяников и газовиков — те всегда были с деньгами. Накануне наступления пенсионного возраста знакомый позвал нашего героя в лесотехникум: зарплата небольшая -но стабильная.

1995 год — в трудовой последняя запись. Основное направление Карасева — подготовка механиков. Потом из-за недобора эту специальность прикрыли. Последний выпуск был в 2007 году. Затем Леонид Константинович готовил новых специалистов — метрологов. В нагрузку «подкинули» еще и «теплотехнику», «гидравлику», «детали машин», чуть позже «автоматику».

— А компьютер давно освоили?

— Как только на пенсию вышел, сразу же купил ноутбук. Сам потихоньку осваивал.

Он в совершенстве владеет AutoCAD-ом — этой нужной для каждого инженера и конструктора программой. Недавно установил «3D MAX»: «Надеюсь, еще успею ее освоить.»

А на флешке Карасев показал фрагменты своего хобби. Леонид Константинович любит прыгать с парашютом, а когда есть время -путешествует в поисках быстрых горных рек, чтобы поучаствовать в экстремальном сплаве.

— Стараюсь держать себя в форме, — с улыбкой подытожил собеседник.

Закрываю дверь учебной аудитории и вспоминаю слова французского поэта Лебрена Экушара: «Люблю смотреть, как старость снова срывает лавры.»

***
фото: Леонид Карасев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта