X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

На пути к творческой свободе

Неделю назад молодые руководители театральных студий участвовали в скайп-конференции с коллегами из Москвы, Челябинска и Когалыма. Говорили о наболевшем: «Как театру с периферии добиться всероссийского признания?»

Буквально через пару дней после конференции в зале академии культуры начался фестиваль документальных короткометражек «КинЗА». Волей случая московский режиссер Елена Ласкари лентой «Дель и его Предел» ответила на тот самый волнующий вопрос.

… В первых кадрах мажорный аккомпанемент гармошки сливается с типичными для села звуками: лай дворовых собак, кукареканье петуха, рев мотоцикла… Правда, это не деревня, а небольшой провинциальный городок Рязанской области под названием Скопин.

«Я вычитал у Салтыкова-Щедрина, что Скопин это такой город, где жить незачем, — звучит голос. — И тогда я решил сделать настоящий театр «в городе, в котором каждому человеку жить незачем»…

Кто он — главный герой с необычной фамилией Дель? С виду — солидный мужчина. Ходит по родному городу, общается с разными людьми. Казалось бы, ничего особенного. Все интересное начнется тогда, когда режиссер перенесет нас за кулисы театра Деля и познакомят с актерами.

… Оператор, пытаясь остаться незаметным для детишек, что пришли на репетицию, снимает сюжет из-за приоткрытой двери:

— Отдайте мне мои ключи! — упрашивает мальчик руководителя театра.

— Приведи мне человека, который подтвердит, что это я взял твои ключи! — кричит Владимир Дель.

Парень приводит девочку, но она отказывается подтверждать… Подходит еще один парень и со слезами на глазах упрашивает Владимира Федоровича отдать товарищу ключи.

— Хватит! А теперь давайте разберемся. Он сделал 15 подходов ко мне и ни разу не воздействовал на меня сильно, серьезно! -неожиданно произносит Дель. — Не надо все время притворяться. Не надо изображать какие-то роли!

Оказывается, это всего лишь репетиция.

«Когда затеваешь какой-то театр, — говорит Владимир Дель, -нужна идея, если ее нет — то театра не получится».

Главный герой стремится к театру документальному — там люди играют самих себя, не обманывают, не лицедействуют и не притворяются.

«Однажды я пошел в полицию, -рассказывает режиссер. — Нужно было договориться с одним лейтенантом, чтобы он играл у меня в спектакле. В итоге работник уголовного розыска играл на сцене работника уголовного розыска».

… Перед зрителем фрагмент спектакля. Возникает чувство, что в Скопин с гастролями приехал какой-то театр. Но оказалось, что на сцене — директора городских школ играют директоров школ, а харизматичный толстячок — и есть лейтенант местного отделения полиции.

— Хорошо! — выкрикивает Дель из пустого зала. — Нужно сохранить чувство вашей солнечной энергии!

После репетиции Дель возвращается в скромный дом: здесь огород, домашние хлопоты. Еще Дель частенько любит взбираться на терриконы старых шахт. Это особое место: чтобы взглянуть на свой городишко с высоты, отдалиться от всего и поразмыслить.

«Когда начинаешь думать об отправной точке и той, где сейчас оказался, то это было путешествие к театральной свободе, — рассказывает главный герой. — Вот эта свобода очень необходима художнику».

Раньше он работал в профессиональном театре и чувствовал себя униженным, играл спектакли, которые ему не нравились. Его собственные постановки не принимались. Ему нужен был опыт авторского театра. «Все стремятся в Москву. А чем Москва отличается? Там что, свободы больше, прав больше? Радости больше?»

Владимир Дель говорит со зрителями о самых серьезных вещах. Он хочет, чтобы каждый задумался об общечеловеческих проблемах. Хочет, чтобы его услышали как человека, который их уважает и который не над ними, а который рядом!

… Финальная сцена. Небольшой зал театра «Предел» переполнен. На сцене маленькие детишки. Они играют в спектакле, хотя нет. живут на сцене! Сценарий постановки они написали сами. Только когда их родители со сцены слышат, как крохотный ребенок, подняв глаза, просит, чтобы папа никогда не бил маму или просит здоровья для дяди Сережи, дяди Игоря. — слез в зале никто не может сдержать.

Значит, не зря создан такой театр в городе, где жить незачем.

***
фото: Кадр из фильма.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта