Новое время — за чей счет?
Переход на зимнее время кроме очевидных плюсов принес с собой и определенные минусы1. Одно дело перевести стрелки часов, совсем другое — перепрограммировать электросчетчик. Кто за эту процедуру должен платить?
Все эти годы шло активное внедрение в жизнь двух-, а то и трех- тарифных счетчиков. Нам объясняли, нас убеждали, что если не поставить такой прибор, то переплата за электроэнергию будет значительной.
Кому же хочется платить больше? Большинство приобрели новые счетчики. Приноровились правильно снимать с них показания, потом в нужное время их передавать.
Но только все вошло в привычное русло, как новое потрясение — приборы учета, перепрограммированные в прошлом году (в связи с переходом на летнее время), надо снова перепрограммировать. Иначе за погрешность опять придется платить по самому дорогому дневному тарифу, то есть в месяц рублей на 200 больше.
Люди практичные, экономные и законопослушные решили, что лучше сразу написать заявление в энергосбытовую компанию. Однако если год назад перепрограммирование электросчетчиков было бесплатным, то теперь компании возмутились: «Почему за законодательные скачки мы должны платить из своего кармана?» Ведь государство, сказав «А», не сказало «Б» — постановление о переходе на зимнее время подписано, а сопутствующие нормативно-правовые акты за ним еще не последовали.
В «Тюменьэнергосбыте», например, заняли однозначную позицию: «В настоящий момент к нам не поступало ни одного нормативного документа, где были бы прописаны конкретные условия проведения процедуры перепрограммирования и за счет какого источника (тарифа, государственной субсидии и т.п.) будут компенсироваться расходы на эту деятельность». А значит — надо платить. От 450 до 550 рублей в зависимости от модели прибора. Правда, можно и сэкономить почти 300 рублей, если подать коллективную заявку. Кроме того, льготным категориям (а их — 16) перенастройку сделают бесплатно. Всего с конца октября на платной основе в «Тюменьэнергосбыте» уже перепрограммировано около 800 счетчиков.
Но с точкой зрения энергосбытовых компаний категорически не согласились антимонопольщики. Управление федеральной антимонопольной службы по Тюменской области направило всем участникам энергетического рынка информационные письма. В нем со ссылкой на ФАС России сказано: взимание платы с потребителей за перенастройку счетчиков квалифицируется как нарушение статьи 10 федерального закона о Защите конкуренции и пункта 65 Основ ценообразования в области регулирования тарифов.
Таким образом, как подчеркнула начальник отдела контроля за соблюдением законодательства тюменского УФАС Ирина Потки- на, «перепрограммирование приборов учета электроэнергии должно производиться за счет и силами гарантированного поставщика, без взимания платы с потребителей». Законодательством предусмотрено, что все затраты можно будет потом включить в тариф.
Как между этих двух огней вести себя потребителям? В пунктах приема платежей «Тюменьэнергосбыта» по секрету советуют: «Подождите, не торопитесь». Все ждут подписания постановления правительства РФ, направленного на защиту прав и интересов граждан. Говорят, оно должно появиться в ближайшие две-три недели. Каким будет этот текст в окончательном варианте — никто не знает, но пока там есть пункт, в котором говорится, что перепрограммирование должно проводиться за счет средств ресурсоснабжающих организаций. То есть для граждан — бесплатно. Другое дело, что потом эти затраты все равно лягут на наши плечи, потому что будут включены в тариф.
Что же сделать сейчас лучше? Занять выжидательную позицию? Или заплатить, а потом подавать заявления в УФАС и ждать компенсации? Каждый решает сам. Но быть активным и принимать решения, не дожидаясь указаний, сейчас — тренд сезона. Даже если за это приходится рассчитываться из своего кармана.
***
фото: На снимке: непросто разобраться — писать заявление о перепрограммировании счетчиков или нет?