Увидеть школу детскими глазами
Началась вторая учебная четверть. Впереди еще большая часть учебного года. Ученики еще успеют подтянуться и исправить оценки. Учителя — изменить методики и, может быть, открыть среди своих детей новые таланты.
О том, что хотелось бы поменять в школьном образовании в целом, мы решили поговорить с директором городского департамента образования Андреем Степановым.
— Андрей Эдуардович, на недавнем всероссийском образовательном форуме в Пензе «Качественное образование во имя страны» был сделан упор на том, что школа должна не только образовывать, но и воспитывать. Соответствует ли, на ваш взгляд, этой задаче такая форма подачи знаний как флэшмоб, например, по произведениям Лермонтова?
— Лет десять назад меня коробило от слова «акция». У меня оно ассоциировалось с какими-то карательными акциями. Я долго с собой боролся, но потом подумал: «Почему я должен «сидеть на горе» и вещать о том, как должно быть?» Молодежь стала другая, она будет слушать, только когда ее будут слышать. Новая терминология, которая сейчас в ходу, — часть их жизни. Хорошо это или плохо? Если это хоть как-то зацепит парня, который слушает только рэперов, а они про Лермонтова не поют, если это словечко затащит его на мероприятие — тогда все просто здорово.
С современной культурой бороться глупо, хотя и без внимания оставлять нельзя — действовать тоньше. Учитель может одним своим присутствием менять стиль общения, например, в социальных сетях. За счет его присутствия уходит сленг, ненормативная лексика. А если педагог может еще и посоветовать, порекомендовать… Уважительная позиция ребенком воспринимается очень благодарно.
— Сегодня много говорят об информационной безопасности. И в основном — о вредном контенте. А где замотанным, уставшим родителям, у которых нет времени просиживать в Интернете, узнать о сайтах полезных, развивающих, интересных, интеллектуальных?
— Где плохо и страшно мы, действительно, рассказывали не раз. Школьный контент сформировали по принципу белого списка. Провели серию родительских конференций, собраний на эту тему, выпустили памятки, диски. На сайтах школ разместили информацию, как установить на компьютере родительский контроль, где взять платные и бесплатные ссылки, как проконтролировать, на какие сайты ребенок заходил, как долго там был. Но здесь, как и в обучении, -область совместной ответственности. Не стоит надеяться, что есть универсальные информационные ключики. Интернет-безопасность -часть воспитания ребенка. Одними запретами, конечно, ничего не решишь. Ряд школ уже размещают на своих сайтах списки рекомендованных интернет-ресурсов. Но в основном это сайты, связанные с ЕГЭ, с различными конкурсами, олимпиадами, то есть ориентированные на продолжение школьного образования. Гораздо меньше пока тех, которые помогают родителям ориентироваться в информационном море с точки зрения культурного, эстетического развития.
Но в рекомендательных списках всегда есть риск. Помните, какую полемику вызвало предложение опубликовать списки ста книг или ста фильмов, которые стоит почитать и посмотреть? Одни его критиковали, другие считали, что эта идея — отличная. Я же считаю, что ребенок должен понимать или хотя бы видеть, слышать о тех шедеврах, которые значимы для нашей культуры. И в сфере интернет-ресурсов такие рекомендательные списки будут хоть и спорными, но полезными.
— В последнее время многие школы увлеклись олимпиадным движением. И некоторые родители задаются вопросом: «Почему детям больше рассказывают о зарубежных странах, а не о республиках и народностях России?»
— Этот вопрос у меня возникал еще во времена существования ГОРОНО. Почему мы, действительно, почти ничего не знаем о живущих рядом с нами, например, о ханты, манси, ненцах, плохо представляем, как добывается нефть?.. Еще в советские времена была, например, идея организовать для старшеклассников экскурсионную поездку на теплоходе до Салехарда, а по пути побывать на месторождениях, на стойбищах, посмотреть, как живут коренные народы Севера. Эта мечта остается нереализованной. Понятно, что она требует затрат, но и отдача будет высокой.
Были планы возродить фестиваль по типу «Моя родина — Россия», а в его рамках рассказать о народах, проживающих на территории нашей страны, на примере — даже родной школы. Здесь можно говорить и о традиционной кухне, и о фольклорных традициях, песнях, танцах. Такой фестиваль проводили, например, в школе N 70. Прекрасное получилось мероприятие!
Одно другого не исключает. И международный, и наш антураж -такой колоритный, несет такую радость и детям, и родителям! Не стоит перегибать палку в какую-то одну сторону. Сегодня не скомандуешь: всем провести такое-то мероприятие и отчитаться в его выполнении. Это убьет саму идею.
Гораздо продуктивнее перенимать опыт друг у друга, чтобы самое лучшее хотелось взрастить на новой почве. Нелюбимое, невыстраданное никогда не приживется.
— Много говорят о необходимости работать с одаренными детьми. Но не кажется ли вам, что этот термин трактуют чересчур расплывчато? Кто такой одаренный?
— В педагогической науке понятия способный, одаренный и талантливый, действительно, разводятся. Но сегодняшняя концепция школы, современные федеральные образовательные стандарты призваны убрать это механическое, упрощенное деление.
С точки зрения учителя способным может быть тот, кто лучше всех тарабанит таблицу умножения. А с точки зрения тренера тот же ученик — бездарь. Как и чем посчитать одаренность? В замечательной книге Владимира Загвязинского и Сергея Гильманова о способностях выделяется, например, только основных — 33 способности. Это в пух и прах разбивает традиционные представления учителя-предметника.
Беда нашего образования не только в делении на категории, но и в том, что мы плохо работаем над мотивацией самих детей. Родители знают, что надо хорошо учиться, тренироваться, заниматься… А дети? Что они знают об этом? В современных образовательных стандартах ценности и цели расставлены четко: приоритет отдан личностным достижениям ребенка. Задача школы — развивать этот талант, поддерживать. И исходить надо из того, что все дети — одаренные.
— На словах педагогическое сообщество это принимает. Но реализует ли?
— Такие школы уже есть — 70-я, 15-я, 40-я… Хотя, к сожалению, в бочке меда всегда есть ложка дегтя. И в какой-нибудь школе обязательно найдется учитель, который может назвать ученика бездарем. Но не поинтересуется при этом: «А чем он еще увлечен?» А ведь маленький человек всегда намного более глубокий, чем мы его оцениваем.
Мне кажется, что образовательная среда начинает поворачиваться лицом к ребенку. Он должен стать ее главным действующим лицом. Только для этого надо увидеть школу детскими глазами.
***
фото: Андрей Степанов.