X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тень ювенальной юстиции

Помню, как маленькой мне дедушка грозил наказанием за провинность: «Меня в твоем возрасте мать не в угол ставила, а коленями на горох — на всю ночь».

Ах, как сильно педагогическая наука шагнула вперед за какие-нибудь 70 лет! В школах уже не бьют учеников тяжелой деревянной линейкой, а в семьях — не отправляют спать без ужина. Ну, в основном, не отправляют.

Если верить Конституции, «каждый человек имеет право на личную неприкосновенность», а дети -тоже люди. Но вопрос: «Бить или не бить ребенка?» в нашей стране каждая семья решает индивидуально. Конечно, речь не идет о нанесении тяжких телесных повреждений — за такое нерадивых мам и пап упекут за решетку. А вот, например, тапком пониже спины — это в рамках нормы. И даже самые любопытные соседи не побегут к участковому из-за того, что отец охаживает ремнем сына, — не просто так ведь, а за плохие оценки.

В нашем городе недавно обсуждали, имеет ли государство право вмешиваться во «внутрисемейные дела»: Тюменский областной родительский комитет даже пригласил из Финляндии международного правозащитника Йохана Бекмана, известного участием в скандальных делах русско-финских семей.

Дело в том, что с 1 января 2015 года вступает в силу новый федеральный закон N 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Некоторые называют его настоящей реформой в социальной сфере, а некоторые — «чудовищным и бесчеловечным».

— Йохан Бекман не понаслышке знает, что такое Западно-Европейский вариант рынка социальных услуг, и что происходит, когда право на оказание социальной помощи передают от государственных структур частным лицам, акционерным обществам и иностранным фондам. Для них главной целью является извлечение прибыли, а не помощь больным и обездоленным, — так представил гостя Андрей Добрынин, председатель ТОРК.

Нужно признать, что Йохан Бекман принимал участие — вместе с другими юристами — примерно в пяти десятках процессов, разбиравших случаи изъятия детей из семей или у одного родителя в пользу другого. Известным стало дело Антона Салонена, громко освещавшееся прессой в 2009 году. Тем не менее, личную известность он получил как председатель незарегистрированной политической организации «Антифашистский комитет Финляндии», имеющей ярко выраженную пророссийскую направленность. А с 2012 года Бекману запрещено преподавать в Хельсинкском университете, где он когда-то получал звание доцента.

Не удивительно, что выступление человека с такой репутацией было эмоциональным, но. вызывающим сомнения. Лектор нагнал на присутствующих жути, расписав, как демократические страны Европы страдают от норм так называемой ювенальной юстиции. После чего Андрей Добрынин пояснил, чем именно ФЗ N 442 не устраивает родительский комитет.

— Нас беспокоит, что с помощью программ социального сопровождения, которые будут навязываться гражданам под видом социальной помощи, может быть узаконена система вмешательства в частную жизнь семей. Под надуманными причинам и можно будет забирать детей. Например, статья N 15 нового закона признает гражданина нуждающимся в социальном обслуживании при «наличии внутрисемейного конфликта». Но понятие «внутрисемейный конфликт» среди юридических терминов отсутствует, а, следовательно, может трактоваться сколько угодно широко. Так же широко можно трактовать и понятие «насилие в семье», которое в новом законе не ограничивается физическим, психологическим, экономическим и прочими видами насилия. Может быть, родителям вообще запретят воспитывать детей? Ведь даже принуждение школьника вовремя делать уроки можно объявить «насилием». Мы видим, какие смехотворные причины могут служить поводом для изъятия ребенка из семьи в скандинавских странах. И мы не хотим такого у нас, — резюмировал Добрынин.

. Новый закон «О насилии в семье» вряд ли кто-нибудь осмелится назвать на 100 процентов продуманным. Допуск частных игроков на рынок здравоохранения и образования показал, как долго приходится прорабатывать такие законы, внося поправки не раз и не два. Но, пожалуй, перспектива изъятия детей из семьи за невынесенное на помойку ведро — явно не то, я уверена, о чем в связи с наступлением 2015 года стоит волноваться в первую очередь.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта