Зажигать души-свечи
На семинаре педагогов в ТОГИРРО «оркестр» добровольцев, никогда не игравших на музыкальных инструментах, сумел исполнить отрывок из оперы Глинки «Жизнь за царя».
Этот семинар в дни школьных каникул провели для творчески работающих педагогов.
Основной упор был сделан на мастер-классы. На один день из Москвы в Тюмень специально для участия в семинаре приехал Артур Заруба, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года — 1992», кандидат педагогических наук, кавалер знака «Общественное признание», член жюри Всероссийского и регионального конкурсов «Учитель года».
Активным участникам мероприятий Тюменского института развития регионального образования Артур Викторович хорошо знаком. Каждая встреча с этим педагогом из московской школы — событие незабываемое. Это всегда мозговой штурм, интеллектуальная встряска и, конечно, пир творческих возможностей. Хотя предмет, который он преподает, «самый смешной» и «последний в расписании». Именно так многие характеризуют уроки музыки (если они еще остались в школе). По крайней мере, до тех пор, пока не побывают на открытых уроках или мастер-классах Артура Зарубы. На этот раз Артур Викторович представил мастер-класс по теме «Искусство видеть способности».
«Чем, на ваш взгляд, мастер-класс отличается от лекции?» -начал он диалог со слушателями. И, выслушав все ответы, предложил вариант, который дал Владимир Высоцкий в музыкальной сказке по мотивам известной книги Льюиса Кэрролла. Там Алисе, утопающей в собственных слезах, рекомендовали «самое сухое на свете средство» — лекцию. Такие средства для приобщения к высокому классическому искусству — противопоказаны. И детям, и взрослым. Надо искать другие. Причем, все эксперименты учителям лучше проводить вначале на себе.
— Поднимите руки те, кто никогда не играл на музыкальных инструментах и считает, что у него нет к этому таланта? — закинул в зал «удочку» педагог.
В зале поднялось несколько рук. Этих людей пригласили выйти на сцену и вручили каждому самый простой, по их мнению, из музыкальных инструментов — обычную пластмассовую дудочку-флейту. Кто в детстве не дудел на такой? Разве есть в этом что-то особенное?
— Все мы видели, как играют на струнных или ударных инструментах, — объяснял Артур Викторович, -но как играют на духовых?
Оказывается, у духовиков есть свои секреты, свои движения, которым специально обучают, но которых зрители не видят. Учитель приоткрыл завесу этой тайны для стоящих на сцене. И после небольшой репетиции новички смогли осилить элементарные гаммы. Но целью педагога был не этот ликбез. Он предложил им сыграть… отрывок из оперы Глинки «Жизнь за царя» — знаменитый хор «Славься!» Еще полчаса назад, до начала мастер-класса, эта задача для каждого из них казалась бы сверхсложной и невыполнимой. Но высшую математику музыки Заруба разложил до уровня арифметики и таблицы умножения. И те, кто никогда не играл и считал, что у него нет к этому таланта, — справились!
— Мне бы очень хотелось, чтобы мы все смогли подняться до того уровня, который когда-то был в России, — говорил Артур Викторович. -Чтобы умение играть на музыкальных инструментах было бы таким же обязательным, как читать и писать. Чтобы умение сочинять стихи было бы обязательным для каждого образованного мужчины. Чтобы в литературных журналах печатались ноты, и их прочитывали так же легко, как кулинарные рецепты.
Когда-то именно так у Чайковского родился известный цикл «Времена года». В первом номере журнала «Нувеллист» был напечатан лишь «Январь», но читатели потребовали продолжения. Кстати, во многих американских школах умение играть на нескольких музыкальных инструментах входит в обязательную программу, а количество хоровых коллективов на единицу учебного заведения такое, что не каждая российская музыкальная школа может им сейчас похвастаться.
Первый шаг в этом направлении как раз не в том, чтобы делить детей на одаренных и бездарных. Как известно, такие диагнозы часто ошибочны. Например, Владимира Спивакова, известного российского скрипача и дирижера, в свое время не приняли в музыкальную школу, сказав, что у него нет слуха.
— Можно называть детей одаренными, талантливыми, способными -какими угодно, главное — дать им возможность проявить себя, — уверен Артур Заруба. — Это повышает в целом их уровень самооценки и самосознания. А, значит, почувствовать себя одаренным может любой. Одаренность есть у каждого ребенка. А у каждого учителя есть задача «зажигать души-свечи».
***
фото: Артур Заруба ведет мастер-класс.