Вив ля революсьон!
Дени Дидро. «Монахиня», роман, впервые опубликован в 1796 году.
На первых страницах взгляд читателя цепляется за слог, характерный для XVIII века. Но вскоре перестаешь обращать внимание на выспренность. Есть в книге другие признаки эпохи, откровенно пугающие.
Роман представлен в форме писем героини, обращенных к некоему маркизу, которого она просит о заступничестве и потому рассказывает ему историю своих несчастий. Сюзанну с раннего детства выделяют среди сестер: красивая, талантливая и добрая девушка — увы — постоянно является объектом нападок. Апогеем семейной травли становится заключение в монастырь, главная цель которого — лишить Сюзанну возможности претендовать на наследство, уже распределенное меж двух ее сестер.
Почему так вышло? Все просто, девушка — плод супружеской измены. В доме об этом открыто не говорят, но отец, как те пчелы из мультика про Винни Пуха, что-то подозревает. И все же не он превращает жизнь юной Сюзанны в ад.
В голове крутится одна мысль — дикость! Просто дикость какая-то! Мать запирает родную дочь в монастыре, вдобавок взращивая в ней чувство вины: если девушка решит сбежать, маменьке на небесах не будет покоя, так как грех ее не будет искуплен. Это ж кем надо быть?!
Описание циничной жестокости невест христовых наделало много шуму во времена первых публикаций романа, но нас антиклерикальными настроениями не удивишь -на фоне чудовищных поступков матери героини, злоключения в монастырских стенах уже не производят такого впечатления. Зато на первый план выходит фигура Сюзанны как личности.
Монахини и священники недоумевают — девушка искренне верует в Бога, тщательно исполняет все обязанности, прилежно молится, но при этом отчаянно желает вырваться из монастыря. Почему? Она попала туда против воли!
Дидро недаром был одним из идеологов, подготовивших умы к Французской революции. Юная и наивная, героиня романа в то же время являет собой квинтэссенцию духа предреволюционной Франции — она борется не за возможность предаться мирским развлечениям, но за свободу ради свободы как таковой.
«Тело мое здесь, но сердце отсутствует. И если бы мне пришлось выбирать между смертью и вечным затворничеством, я, не колеблясь, выбрала бы смерть», — говорит Сюзанна.