Впереди нас ждут холода и… динозавры
«Зима близко», — грозил персонаж популярного нынче телесериала «Игра престолов», но прогнозы никто не воспринимал всерьез. А вот в Тюмени знают, как нужно информировать граждан о приближении похолодания.
Что и продемонстрировал академик Владимир Мельников, председатель президиума тюменского научного сообщества сибирского отделения РАН. Его заявление, что россиян в ближайшие 35 лет ожидают холода, первым опубликовало информационное агентство ТАСС. Но, как говорит сам академик, журналист ТАСС не совсем верно интерпретировал то, что услышал.
— Не исключено, что мы можем даже не заметить прихода холодного цикла, — говорит ученый.
Как объясняет Владимир Павлович, о том, что изменения климата цикличны, известно давно. В двадцатом веке (с 1946 по 1974 год) на нашей территории царил холодный цикл, на смену которому пришел теплый, — ученые ожидали, что он закончится в 2007 году, но из-за солнечной активности его продолжительность увеличилась.
— Я родился в конце теплого цикла. Прожил один холодный и один теплый. А теперь начинается новый холодный цикл, — рассказывает Владимир Павлович. -В Якутии резко континентальный климат, и циклы хорошо заметны. Например, школьником я даже при минус 60 градусах ходил на уроки, а за последние 30-35 лет в Якутии такой низкой температуры не было вовсе — ниже минус пятидесяти столбик термометра практически не опускался.
Одним из первых признаков похолодания, по мнению ученого, является снежная зима, наступившая в середине осени. Но это еще не означает, что нужно штурмом брать магазины теплой одежды.
— Обычно, чтобы представить себе, каким будет новый холодный цикл, мы пользуемся ретроспективой. Но поступать так теперь не правильно, — объясняет он. — По данным всемирной метеорологической службы, за минувшие 64 года в атмосфере на 25 процентов увеличилось содержание углекислого газа. Он делает наш климат теплее. Теперь никто не знает, каким будет новый холодный цикл — получится сюрприз.
Конечно, некоторые предположения ученый все же делает. Например, что температура понизится на один градус. Но это тоже нужно понимать правильно.
— Конкретно этой зимой, по расчетам метеорологов, может быть и на пять, и на десять градусов холоднее, чем прошлой, — говорит Владимир Павлович. — Но если весна и лето окажутся теплыми -все придет в равновесие. А если не окажутся — это будет аномалия, но… вариант нормы! Переход от одного цикла к другому часто сопровождается аномалиями, перепадами из резкого плюса в минус. Так что вариант: аномально холодный год, за которым следует аномально теплый, — тоже подходит. В среднем же за 35 лет получится именно то, что заявлено, — на один градус холоднее.
Интересно, что общая тенденция так называемого «глобального потепления» сохранится, несмотря на новый холодный цикл. А вот таяние льдов нам не грозит.
— Я придерживаюсь мнения, что тенденция к потеплению объясняется своего рода откатом, — говорит академик Мельников. — В эпоху Бориса Годунова на нашей территории был малый ледниковый период — в августе замерзала Москва-река. Теперь же мы наблюдаем его последствия — температура возвращается к исходному состоянию, теплея после похолодания. По факту, температура не теплеет, она становится менее холодной — такая вот тонкость, которую не все понимают. Кроме того, помимо малых циклов, о которых мы говорили выше, и межледниковья, которое длится уже больше десяти тысяч лет, есть еще галактические циклы -220-240 миллионов лет. Через сто или тысячу лет (точно сказать невозможно) наше межледниковье все равно сменится ледниковьем. Мы находимся в зиме. Все указывает на то, что чрезвычайной жары и связанных с ней проблем ждать не приходится. Кстати, те динозавры, которых находят сейчас в Аргентине, тоже жили в галактическую зиму и вымерли. Может, через миллионы лет, которые продлится галактическая весна, опять появятся динозавры.
В общем, вопрос «чего ждать от грядущей зимы?» остается открытым. Но не тепла — это точно.
— Снег выпал рано, тепло ушло из земли и атмосферы. Надежд, что оно появится ниоткуда в нужном количестве, нет. Так что теплой зима не будет, — уверен академик Мельников.