Бойцы невидимого фронта
24 октября в Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий начался театральный фестиваль «Живые лица».
Мы говорим о тонкостях организации этого масштабного культурного праздника и о невидимой стороне этой организации с ректором академии Игорем Шишкиным.
— Игорь Геннадьевич, чем, по-вашему, является фестиваль «Живые лица» для академии и для города в целом?
— Началось все шесть лет назад с инициативы энтузиастов, с желания устроить в Тюмени большой студенческий фестиваль. Фестиваль сам по себе — одна из активных форм творческого общения. Вот и было решено сделать Тюмень неким центром студенческой театральной среды. Я очень рад, что в нашей академии масса не только идей и проектов, но есть и деятельные личности, способные воплотить их в жизнь. В их числе Марина Жабровец и ее коллеги по кафедре. Ее бывшие ученики и нынешние студенты. Был подготовлен творческий проект, который завоевал грант в Министерстве культуры.
За прошедшие годы фестиваль занял свое место в ряду культурных событий города и региона, стал своеобразной визитной карточкой современной Тюмени. Очень радует, что каждый показ сопровождается ажиотажем.
— Но организация подобных праздников требует финансовых средств…
— Действительно, Всероссийский фестиваль — очень дорогостоящее мероприятие. Конечно, существенный вклад в этот проект вносит Министерство культуры РФ: уже четыре года как фестиваль включен в программу Культура России. Департамент культуры Тюменской области в этом году предоставил Гран-при и специальные призы. Многолетнюю поддержку фестивалю оказывают депутаты Тюменской областной Думы Дмитрий Горицкий, Алексей Салмин, Павел Белявский. Хочется надеяться, что фестиваль состоится и в 2015, и в 2016, и в последующие годы, ведь он уже стал традиционным, ожидаемым.
— Есть ли желание перевести «Живые лица» в статус международного смотра?
— Есть. В прошлом году мы вели переговоры с Министерством культуры Белоруссии, но сбыться планам помешали чисто технические вопросы. Зато в этом году у нас есть зарубежный гость — молодежный театр из Германии.
— Какие еще мероприятия подобного масштаба существуют в академии?
— У нас очень много проектов, направленных на пропаганду ценностей классической культуры. Только что закончился фольклорный фестиваль русской культуры «Сибирская распутица». Работают конкурсный фестиваль «Дебют», фестиваль социальной направленности «Моя большая сибирская семья» — это фактически межнациональный диалог. В этом году мы начали конкурс для школьников «Разноцветье»: в нем в игровой форме дети рассказывали о культуре, быте и традициях сибирских народов. Более семи тысяч человек участвовали в проекте.
28 октября начнется потрясающий фестиваль документального кино «Кинза» — тоже ежегодный, и он тоже имеет свою интереснейшую историю. Организатор Наталья Соколова, директор научной библиотеки ТГАКИСТ, каждый год придумывает что-то новое: то авторские ленты покажет, то дни финского кино организует. В этот раз мы увидим документальные ленты, приуроченные к 95-летию ВГИКа. В том числе фильм кинорежиссера Виктора Лисаковича, профессора, заведующего кафедрой режиссуры неигрового кино ВГИК.
— Наверное, очень помогает то, что у вас в распоряжении концертные залы столь высокого уровня?
— Конечно, ничего не делать сегодня в таких залах — преступление. Не каждой академии так повезло. Благодаря системной и очень серьезной поддержке правительства области, в материальную базу академии были вложены беспрецедентные средства.
— Бывают ли такие истории: я побывал на фестивале и решил поступать именно к вам?
— Бывают. Кроме того, мы проводим очень много мероприятий по ранней профориентации. Работает музыкальная школа на улице Республики, 152. При институте дизайна открыта школа юных художников и дизайнеров — желающих попасть туда неимоверное количество, некоторым приходится отказывать. Проводится множество мероприятий, где участвуют студенты, преподаватели и выпускники музыкальных школ. Интерес к нашим специальностям есть, они востребованы.
— Вы сами ходите на фестивальные показы?
— Стараюсь посещать. Я зритель очень критичный, состою в областном художественном совете, где любой творческий продукт очень долго обсуждается. Высказываю свое мнение с точки зрения актуальности подачи материала. Работники культуры — это «бойцы невидимого фронта», средствами художественного слова можно донести очень многое, фактически мы формируем массовое сознание. Творец для зрителя — как школьный учитель, способный научить взгляду на жизнь.
***
фото: Сцена из спектакля «Маленький принц»;Зрители фестиваля «Живые лица»;Игорь Шишкин.