X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Вся история — в лицах

В школе N15 открылся патриотический киноклуб. Показывать будут документальное кино -то, что создано не ради спецэффектов, а для души.

Неслучайно первым фильмом в этой коллекции стала работа режиссера Бориса Лизнева «Полк, смирно!» Фамилия эта вряд ли знакома обычным киноманам, хотя его картины становились лауреатами международных и отечественных фестивалей. Жанр, который предпочитает режиссер, нельзя отнести к чистой документалистике, он работает в манере художественного кино, создаваемого неигровыми средствами. В центре его творчества — история России как история людей, способных на поступок, на подвиг. Он никогда не говорит о героизме, а просто дает слово людям. И из их жизней сплетается то, что называется историей государства.

20-минутная лента «Полк, смирно!» — картина необычная и по своей идее, и по форме. Основой для ее создания стала фотография, сделанная в 1903 году на серебряной пластине размером 60 на 110 сантиметров. На ней — солдаты и офицеры старейшего в России Кексгольмского лейб-гвардии полка. Этот полк участвовал в 20 войнах. Сражались со шведами, участвовали в штурме Перекопа и Очаково, бились при Бородино, Вязьме, Малом Ярославце, воевали с турками, были задействованы в сражении под Плевной… На фото — больше 1000 лиц.

— Фотографию режиссер увидел случайно — на репродукции в музее Павлово Нижегородской области, где когда-то был расквартирован полк, — рассказывала участникам первого показа директор школы N 15 Наталья Фомичева. -И сразу, как говорят, заболел ею. У коллекционера в Москве он разыскал подлинник снимка и сделал его копию размером два на пять метров. Больше месяца с лупой он разглядывал эти лица. Искал, как совместить их с солдатскими письмами тех времен. Не конкретно этих солдат, но тех, кто вполне мог бы оказаться на этом снимке.

20 минут камера путешествует по фотографии, останавливаясь на некоторых лицах. За кадром звучит голос солдата, который читает свое письмо домой. Простой, совершенно не эпатажный, не укладывающийся в привычную логику документального кино ход. Здесь нет хронологии сражений, фактов (за исключением небольшой справки об истории полка). Только голоса и лица. Но именно эта лаконичность действует на зрителя сильнее любых спецэффектов. И первое, на чем ловишь себя: как редко в современной жизни мы смотрим друг другу в глаза, какой это стало роскошью — вот так общаться с человеком, допускать его в свое личное пространство.

Но главный шок фильма даже не в этом. А в том, что начинаешь чувствовать единение с этими людьми, понимаешь, что вместе мы -часть той самой истории России, о которой много спорят, которую больше ругают, чем хвалят, которой мы разучились гордиться. Но вот она — та тысяча человек, которая думала иначе, которая знала, что за Россию может и погибнуть.

Режиссеру удалось вызвать такие эмоции, что в первые минуты после окончания фильма трудно говорить. На просьбу ведущей поделиться своими впечатлениями -в зале повисает тишина. «Сильный фильм», — только и смог выдавить кто-то.

— Знаете, после просмотра чувствуешь, что взрослеешь, — первым собрался с мыслями Николай Токарчук, депутат областной Думы, который присутствовал на открытии киноклуба. — Это настоящее искреннее документальное кино. В нем нет стандартных логических цепочек, но понимаешь, что невозможно оторваться, что хочется снова и снова смотреть на эти лица. За 20 минут проживаешь столько судеб.

— Мне кажется, что это и есть настоящая история, — сказал кто-то из десятиклассников. — Она — в таких лицах, а не в цифрах из учебников.

***
фото: Первый показ.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта