Ваши ноги — в ваших руках
Показывали раньше мультфильм режиссера Эдуарда Назарова «Путешествие муравья». Помните: «Я инвалид — ножка болит. Солнышко скроется, муравейник закроется… Довези, а то укушу!»
Наш фотокорреспондент Катя Христозова на днях пострадала в неравной борьбе со стихией. Вместе со студентами ТВВИКУ она ездила раскапывать заваленные сугробами автобусные остановки, поскользнулась и подвернула ногу. На следующий день ходила по редакции, как тот самый муравьишка из мультфильма, — подволакивая ножку. Хорошо хоть не грозилась никого покусать.
Мы, кстати, частенько не обращаем внимания на подобные повреждения. Ну, подвернул ногу. Ну, да — болит. Но ходить же могу, значит — на работу.
А вот травматологи-ортопеды могут рассказать немало страшных историй о том, как невинная на первый взгляд трещинка превратилась потом в серьезную медицинскую проблему.
«Не занимайтесь самолечением!», — грозит пальцем Сергей Марченко, травматолог приемного отделения ОКБ N 2. Катерина и не стала — мы с ней отправились в «вечно дежурную» вторую областную больницу.
Почему именно туда? Травматологическая поликлиника принимает пациентов только по записи, а со всеми экстренными недомоганиями обращаться нужно в приемное отделение ОКБ N 2. Для тех, у кого «ножка болит», там созданы все необходимые условия. Пациентов с растяжениями, разрывами связок, ушибами и несложными переломами принимают в отдельном блоке. Есть несколько кабинетов травматологов-ортопедов, перевязочная, гипсовая и рентген. Так что можно спокойно, быстро и качественно получить медицинскую помощь. Пациентов с тяжелыми травмами, вроде сотрясения мозга, отправляют в приемный покой, но это — вообще отдельная история.
Нужно признать, что пострадавшие, причем именно на улице, в отдельном блоке были, но — немного. Даже очередей к травматологам не образовалось. Катя, обратившись в регистратуру и узнав номер кабинета, вошла к врачу без задержки.
Травматолог-ортопед Максим Рабченюк велел ей раздеться и осмотрел ногу. Обнаружил частичную нестабильность внутренней боковой связки левого коленного сустава. В народе этот сложный медицинский термин интерпретируют просто — надорвала связку. К счастью, о переломе речи не шло, но для установления точного диагноза необходим рентген. Он расположился несколькими дверьми дальше, и перед ним сидели двое пациентов. Пришлось подождать пять-семь минут.
Жизнерадостный рентген-лаборант Павел Быков управился с работой быстро — минут пять на сам снимок и еще столько же, чтобы аппарат его распечатал. И вот Катерина снова в кабинете Максима Рабченюка.
— Можно загипсоваться недельки на две-три, — задумчиво произносит врач. Но, увидев явное несогласие на лице пациентки, продолжает. — А можно наложить ортез — приспособление, предназначенное для разгрузки и фиксации поврежденного сустава. Фиксирующие свойства у них одинаковые, но плюс гипса — дешевизна, по полису ОМС его накладывают бесплатно. Ортез, хоть и дает больше комфорта (его можно надевать поверх одежды), но покупать его нужно на свои деньги, а стоит он немало — больше трех тысяч рублей.
Правда, с ортезом есть еще одна проблема — его можно снимать только для того, чтобы, например, переодеться, а все остальное время необходимо ходить в нем, как в гипсе. Застывшая гипсовая каша выбора не дает — ходи, пока не снимут. И никаких тебе искушений. А приспособление из плотной ткани и ремней снимается легко. Много ли времени пройдет, прежде чем в голове начнут роиться мысли: «Да я только один раз, на ночь»?
Так что, прежде чем отказаться от гипса, придется посмотреть на врача честными-пречестными глазами. И подписать документ об отказе от гипсования, чтобы в случае неприятностей, которые вы сами заработаете из-за нарушения режима, к нему претензий не было.
По словам Максима Рабченюка, большинство пациентов, взвесив все «за» и «против», выбирают гипс. Как, например, Ольга Ивановна Лаптева, которую мы встретили перед гипсовым процедурным кабинетом. Она сломала руку во дворе своего дома на улице Полевой.
— Проезжую часть-то у нас расчистили, чтобы автовладельцам удобно было, а о пешеходах не подумали, — вздыхает женщина. -Тротуары и пешеходные дорожки сплошь снегом завалены.
Впрочем, врачи, хоть и сочувствуют пациентам, а винить во всех несчастьях дворников не спешат.
— Когда на улице снегопад и гололед, люди поскальзываются, падают и получают травмы. Это не новость, — рассуждает травматолог Сергей Марченко. — Но о массовом наплыве пациентов говорить было бы неправильно. Как правило, в день приемный покой посещают от 140 до 160 человек. 17, 18 и 19 октября количество пациентов не превышало этой нормы. За три снежных дня у нас зарегистрировано 40 вывихов, гипс пришлось накладывать 110 раз, но далеко не все эти травмы — результат гололеда. Конечно, заснеженные тротуары играют свою роль, но она не велика. Я всегда говорю, что ругать службы ЖКХ и администрацию города имело бы смысл только в том случае, если бы они могли за пару часов, как по волшебству, убрать весь снег в городе, но из вредности этого не делали. Понятно, что на уборку тре-бу-ется вре-мя. Лучше уж самим позаботиться о себе и своей безопасности.
Как? Ответ на этот вопрос есть у Игоря Катренко, заведующего травматологическим отделением второй областной больницы.
— Если на улице гололед, то ходить лучше на присогнутых ногах, мелкими шажками. Ступать на всю подошву, не поднимая ноги высоко. Как бы скользить, словно на маленьких лыжах, — советует он. -И, конечно, не следует на ходу разговаривать по мобильному телефону — он отвлекает внимание на себя и часто становится причиной падения. И еще — не держите руки в карманах! Обладатели этой привычки поскальзываются чаще других и, что опаснее всего, плохо приземляются… Лучше развести руки чуть в стороны, это поможет удержать равновесие. Если вы чувствуете, что вот-вот упадете и ничего уже нельзя сделать, постарайтесь просто присесть -при резком снижении центра тяжести у вас появится шанс удержаться на ногах. А даже если нет, падать придется с меньшей высоты.
***
фото: Павел Быков за работой;Ольга Лаптева идет накладывать гипс;Максим Рабченюк.