О душе, что мертва без любви
Режиссер-постановщик театра «Лктис» Валерий Архипов представил новую пьесу «Мой милый Плюшкин». Пьесу необычную и сложную.
Вместе со сценаристом Виктором Ольшанским, переложив историю гоголевского персонажа на язык драматургии, режиссер отвечает на сложный вопрос: почему и как происходит омертвение человеческой души?
В репертуаре театра «Актис» колледжа искусств ТГАКИСТ за два года накопилось много спектаклей и концертных программ, в том числе с участием преподавателей. Но в дипломной постановке «Мой милый Плюшкин» играют только студенты.
Плюшкин предстает сначала брошенным стариком, а затем — волею режиссера — решительным, полным планов юношей. Его роль -и старого, и молодого — исполнил Сергей Канаев. В роли служанки Мавры — Юлия Макарова. Два этих образа определяют ход пьесы, другие появляются в эпизодах, но во всем спектакле нет ни одной второстепенной роли.
Начиная с Чичикова (Алексей Фирсов), потревожившего покой поместья, перед нами пройдет череда ярких характеров: дети Плюшкина (Кристина Верочкина, Кристина Гриневич, Александр Соракендя), его жена (Анастасия Бобова), гувернантка-француженка (Дарья Терешина), друг детства (Кирилл Рогозин). Все они играют важную роль в жизни героя.
Впервые на сцене Плюшкин появляется… из-под стола. Старик, внешность которого даже не проглядывается под лохмотьями. Кажется, что он надел на себя столько вещей, сколько было возможно. А за пазухой — целый склад старья: миска, гармонь, бумажки. Плюшкин дотошен, алчен, смешон. Но чем ближе к финалу, тем меньше над ним хочется смеяться.
Как человек становится таким? Почему превращается в тень себя прежнего, куда исчезает тот перспективный молодой человек, каким он был раньше?
Переходы во времени акцентированы светом и костюмами: от серого и темно-пыльного к более светлому, яркому и жизнерадостному. Молодой Степан Плюшкин очень красив и романтичен. Контраст между ним и «говорящей кучей хлама» слишком резок. Но к тому моменту, когда красавец появляется на сцене, всем становится понятно, как произошло это превращение. Все происходит от потери любви и тех людей, без которых жизнь становится серой и бессмысленной. От боли и разочарований.
Вот дети героя Петр и Александра бегают по запущенному дому, роются в шкафах в поисках денег. Не найдя ничего, разыгрывают слезливую комедию под названием «Возвращение блудного сына», и старик начинает верить этому цирку. Представление длится недолго, лишь до момента, пока нерадивый отпрыск поймет, что денег нет.
Неожиданно раскрывается образ супруги Плюшкина Глафиры Андреевны, которую он всегда боготворит и вспоминает с большой нежностью. Это вечно раздраженная баба в перманентном ожидании горя и беды.
Лишь служанка Мавра предана ему до конца. Она неотъемлемая часть этого дома, своеобразный дух-хранитель. Хоть и ворчит по поводу и без, но остается со своим барином в любом его возрасте и состоянии.
… Александра и Петр не оправдали надежд отца. Ушла из жизни любимая дочь Варенька. Гувернантку Жюли — последнюю надежду на личное счастье — Степан не удержал. В них была вся его жизнь. И все они уходят: одни — в вечность, другие — в свою жизнь. Дом Плюшкина пустеет. Он старается как-то заполнить эту пустоту — вещами, напоминающими о дорогих и любимых, пытаясь удержать то, что ушло безвозвратно.
***
фото: Молодой Плюшкин;Мавра и опустившийся герой.