X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Улица самого младшего Героя

Окончание. Начало в номере за 21 октября.

НА ДРУГУЮ ВОЙНУ

Наш земляк мог бы стать кавалером Золотой Звезды и солдатского ордена Славы всех трех степеней. Таких за всю войну было четверо: артиллеристы А.В. Алешин и Н.И. Кузнецов, морской пехотинец П.Х. Дубинда и летчик И.Г. Драченко (орденом Славы награждали в авиации и младших лейтенантов).

У бронебойщика Логунова была возможность заслужить 1-ю степень ордена: после разгрома гитлеровской Германии 39-ю армию развернули на восток. Против империалистической Японии.

Но когда эшелоны 192-й стрелковой дивизии по пути на другую войну остановились на станции Тюмень, Логунову разрешили «в порядке поощрения» повидаться с матерью. Пока он добирался до родной деревни и поправлял пришедшее в упадок подворье, советские войска за две недели августа 1945 года разгромили основные силы миллионной японской Квантунской армии. Возвращаться в дивизию, получившую еще одно почетное наименование «Хинганская», но подлежащую расформированию, не имело смысла. Поэтому Логунова зачислили курсантом в эвакуированное летом 1941 года из Эстонии в Тюмень Таллиннское военно-пехотное училище.

В книге, изданной в 2007 году к 50-летию Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, созданного на базе Таллиннского ВПУ 22 июня 1957 года, отмечено, что «пять его выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза. Это майоры Беспалов Иван Антонович и Молодых Павел Петрович, капитаны Башмаков Иван Андреевич и Логунов Александр Никитич, старший лейтенант Кропотов Михаил Васильевич»*.

Здесь две неточности. Во-первых, Логунов стал курсантом Таллиннского ВПУ уже будучи Героем Советского Союза. Во-вторых, его отчислили из училища в мае 1946 года в соответствии с распоряжением Министерства обороны СССР как «не имевшего 7-летнего образования».

Среди огромного числа проблем налаживания основ мирной жизни едва ли не первостепенной была тогда задача проведения демобилизации армии, насчитывающей к 1946 году 11365 тысяч человек.

Демобилизованному Герою Советского Союза рядовому Логунову с довоенным 4-классным образованием предложили должность вахтера комендатуры ХОЗО УМВД Тюменской области. По тем временам — нормальная стартовая позиция карьерного роста в «органах». Например, так О.М. Грибанов за 30 лет дорос до генеральского звания и поста начальника 2-го Главного управления (контрразведка) КГБ, начав с 1932 года службу вахтером Пермского окружного отдела ОГПУ. **

Через три года Логунова с учетом его боевого опыта перевели в оперативно-розыскной отряд областного УМВД, а затем назначили оперуполномоченным отдела спецпоселений. Характерная особенность образованной 14 августа 1944 года Тюменской области — значительное количество спецпоселенцев. Необходимо было установить трудоспособных и предотвратить их побеги.

По состоянию на 1 октября 1949 года из проживавших в Тюменской области 892000 человек (203000 — в городах и 689000 в сельской местности) — 62497 ссыльных. «В силу своего социального и политического прошлого», а также «заподозренные в склонности к побегам» ссыльные обеспечивались через районные спецкомендатуры «систематическим осведомительным освещением».

Но не успел Логунов освоиться в новой должности, как его откомандировали в Магадан по распоряжению МГБ СССР от 15 ноября 1950 года N 23540.

НА «ОСТРОВЕ» ПОД НАЗВАНИЕМ — ДАЛЬСТРОЙ

В «архипелаге ГУЛАГ» особое положение занимали лагеря Дальнего Севера или Дальстрой. Въезд и выезд с территории Дальстроя даже сотрудников лагерной администрации осуществлялся по специальным удостоверениям, похожим на современные загранпаспорта. С соответствующими «визами» и отметками о «пересечении границ территории», формально входившей в состав Хабаровского края. В 1951 году лагерный сектор Дальстроя насчитывал в своем составе 504 подразделения, из них: девять управлений (в том числе особый лагерь N 5 Береговой — Берлаг), 14 отделений, 129 отдельных лагерных пунктов, 252 «просто» лагпункта и 101 лагерную командировку. Всего в них содержалось 142722 заключенных (122088 мужчин и 29634 женщины). По штатам лагерной обслуги Дальстроя полагалось 5137 человек (3333 офицера и 1804 вольнонаемных) и 17991 стрелок военизированной охраны (ВОХР).

Несмотря на мобилизацию заключенных в действующую армию в 1941-1942 годах (около одного миллиона), «население» ГУЛАГа не уменьшилось: за три года войны вновь поступил один миллион 800 тысяч заключенных. В лагерный мир хлынули военнопленные, служившие в «русской освободительной армии» генерала А.А. Власова и других созданных немцами антисоветских вооруженных формированиях, а также участвовавшие в боях и имевшие военные заслуги фронтовики (в т.ч. 48 Героев Советского Союза), но совершившие по разным мотивам уголовные преступления.

Чтить царивший в лагерях и поощряемый администрацией «воровской кодекс» и подчиняться не нюхавшим фронта вохровцам они не хотели. Вся эта большая и разномастная толпа заключенных, прошедших через большую и страшную войну, при любом ущемлении их прав как лагерным начальством, так и различными криминальными группировками, не задумываясь сопротивлялась всеми способами, включая массовые побеги, нападения на охрану и вооруженные восстания.

Для «оздоровления обстановки в исправительно-трудовых лагерях» послевоенный начальник ГУЛАГа генерал-лейтенант И.И. Долгих, отец будущего секретаря ЦК КПСС, курировавшего в 70-80-е годы нефтяную и газовую отрасли В.И. Долгих, предложил министру внутренних дел С.Н. Круглову откомандировать из территориальных органов милиции для дальнейшей службы в лагерной администрации всех сотрудников рядового и сержантского состава с низшим образованием, удостоенных звания Героя Советского Союза и награжденных боевыми орденами и медалями.

Генерал Долгих — личность колоритная. Простой алтайский казак отличился в Первую мировую войну. Во время гражданского противостояния в Сибири командовал красным карательным отрядом. Обладатель невероятной силы и огромного роста. При преследовании терроризировавшей мирное население Западной Сибири банды атамана А.П. Кайгородова Долгих со своим отрядом совершил невероятно трудный переход через заснеженный и обледенелый Теректинский хребет.

За эту операцию, которую сравнивали с переходом Суворова через Альпы, Долгих был награжден орденом Красного Знамени. Сохранилось воспоминание бойца его отряда: «Было раннее утро, всходило солнце, стрельба прекратилась. Посреди пола на кошме лежал раненый Кайгородов. Ростом высокий, могучий, дышал с хрипом. Долгих велел всем отойти, одной рукой поднял его за чуб, взмахнул шашкой и отсек ему голову».

Предложение начальника ГУЛАГа, перед которым трепетали и лагерная администрация, и заключенные, об укреплении охраны лагерей фронтовиками удовлетворили. Так, надзирателями в Троицкой тюрьме и Атлянской трудколонии в Челябинской области стали Герои Советского Союза бывшие артиллерист и сапер С.М. Зернин и И.Н. Колин.

Переведенный в Магадан Логунов окончил там вечернюю среднюю школу, после чего ему присвоили звание младшего лейтенанта и назначили оперуполномоченным оперчасти Дальстроя МВД СССР. В его характеристике отмечено: «К работе относится добросовестно. Дисциплинирован. Опрятен. В обращении вежлив. При выполнении заданий аккуратен. В политических вопросах разбирается. В партийно-массовых и общественных мероприятиях принимает активное участие… »

После смерти Сталина в марте 1953 года с секретной карты ГУЛАГа исчез и «остров Дальстрой». Логунов возвратился в Тюмень и до 1957 года служил участковым уполномоченным и следователем в Юргинском и Тюменском райотделах милиции. Затем до увольнения в феврале 1967 года по болезни был дежурным помощником начальника ИТК N 1 в Тюмени.

Боевыми заслугами он не бравировал. Отказался от внеочередного предоставления квартиры в пользу более нуждающегося в жилплощади, по его мнению, многодетного сослуживца. Когда в стране отмечалось 30-летие учреждения звания Героя Советского Союза (1964), майора внутренней службы Логунова отметили Почетной грамотой министерства и выделили квартиру в доме по улице Ленина, 69-а (сейчас на этом доме есть мемориальная доска). Тяжелое полуголодное детство, война, ранения и служба на Колыме отразились на здоровье Логунова. Его жизнь действительно оказалась короткой. Всего 42 года на 42 кг прежнего минимального мобилизационного веса.

* В декабре 1945 г. Таллиннское ВПУ переименовано в Западно-Сибирское пехотное училище, а в сентябре 1947 г. — в Тюменское пехотное училище.

** Руководство Грибановым в 60-е годы советской контрразведкой считается успешным (разоблачено более десятка агентов спецслужб США, Великобритании, включая полковника ГРУ О.В. Пеньковского (1962)). В КГБ генерал-лейтенанта Грибанова считали «крепким профессионалом, не жалующим лентяев в своей службе». Причиной его увольнения из КГБ в июне 1964 года стал побег на запад сотрудника контрразведки майора Ю.И. Носенко, сына министра судостроения СССР.

*** В настоящее время В.И. Долгих представляет в Совете Федерации мэрию Москвы.

***
фото: Герой Советского Союза Логунов с пятью девушками, «кавалерами» ордена Славы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта