Мостовики шагают через реку
Редкие горожане, которые пересекают мост Челюскинцев по пешеходной дорожке, удивленно поворачивают головы. Некоторые даже останавливаются на несколько минут. Сейчас — один из самых красивых моментов строительства нового моста.
Пролеты, уравновешенные шпренгелем (специальное временное строение, которое повышает несущую способность конструкций и не дает им «клюнуть носом» вниз), эффектно зависли над рекой.
12 октября рабочие «МС-12» успешно завершили первый этап надвижки руслового пролета с левого берега. Руководит процессом начальник участка Андрей Сомов. Он приехал сюда в сентябре с другого объекта специально по распоряжению начальства.
— Вообще-то, вся команда на улице Монтажников (там «МС-12» строит развязку — А.Ч.). Я сам людей на работу набирал, мы вместе строили мосты в Казани перед Универсиадой, потом нас отправили в Тюмень, — рассказывает Андрей Валерьевич.
Сомов коротко вводит в курс дела. 14 октября из пяти капитальных опор моста четыре готовы на сто процентов, оставшаяся опора N 2 — в завершающей стадии. Вчера монтажники приняли бетон на ригель, ему лишь осталось набрать прочность.
Для работ по конвейерно-тыловой сборке пролетных строений и продольной надвижке изготовлен стапель. На данный момент смонтировано 40 метров моста на противоположной стороне между первой и второй опорами. На стапеле смонтировано и укрупнено еще 120 метров моста. Сейчас строители готовятся ко второму этапу продольной надвижки (а всего их будет три).
— Во время второго этапа мы пересечем Туру и объединим два берега. В конце недели приступим к работе, — говорит начальник участка.
— Это будет для вас особое событие?
— Наверное, больше для вас, -улыбается он. — Для нас это обычная работа, хотя очень ответственная.
Мы поднимаемся на стапель, чтобы своими глазами увидеть, как происходит монтаж.
— К надвинутой конструкции с тылу пристыковываем следующие блоки. Поэтому и называется сборка конвейерно-тыловой. Когда смонтирован достаточный «хвост», устанавливается специальная толкающая тележка с гидроцилиндрами. Она упирается в торец, отталкивается от накаточного пульта и двигает конструкцию вперед очень медленно, метр-полтора за полчаса, — объясняет Андрей Сомов.
Следующий этап надвижки (он начнется предположительно в конце недели) предполагает пристыковку пяти блоков — это 55 метров. Третий — пристыковку трех блоков — 33 метра.
— Когда завершится третий этап, можно будет полностью демонтировать стапельные конструкции. Это после того, как все стыки будут скреплены болтами, все пояса -сварены, и вообще, когда мост будет собран полностью по проекту на все сечение. Затем — благоустройство, порядок, красота, -говорит Андрей Сомов.
Один из тех, кто работает сейчас наверху, на пристыковке балок, -монтажник Владимир Стасюк.
Владимир Петрович уже 11 лет в мостостроении.
— Учился на строителя в области сельского хозяйства, но в 90-е годы был период, когда все заглохло, поэтому я перешел на мосты. Сначала не знал даже, как что называется. Прошел в компании курсы. Первый мост свой построил в городе Черновцы на Украине.
Там же, на родине, была и самая запоминающаяся стройка -Дарницкий мост в Киеве. Только через реку его длина — километр, а полностью, наверное, и все два, -рассказывает Владимир Петрович.
— Вам нравится то, что вы делаете?
— В гражданском строительстве все не так. Там стоит дом и стоит. Кажется, что ничего не происходит. А здесь все очень быстро меняется, все оперативно. Вчера еще были только опоры, а сегодня люди смотрят — полмоста уже надвинуто.
После надвижки строителям предстоит выполнить еще много сопутствующих работ. Установить барьерное и перильное ограждения, проложить кабельные короба, провести работы по сопряжению моста с телом насыпи, уложить асфальт.
Одна из главных сложностей на сегодня — выкуп земельных участков под строительство со стороны Зареки. Производится оценка недвижимости, все документы находятся в департаменте имущественных отношений.
***
фото: На стапеле;Андрей Сомов идет по пролету;Мостовики заняты сборкой пролетов;Владимир Стасюк;Вид со старого моста заставляет прохожих останавливаться.