X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Скрипка, которая может почти все

В филармонии открыли музыкальный цикл, посвященный Швейцарии и Австрии.

Страницы европейской классической музыки первыми представили тюменскому зрителю музыканты из Швейцарии — камерный оркестр Люцернского фестиваля. Коллектив создан в 1956 году художественным руководителем Международных музыкальных недель в Люцерне Рудольфом Баумгартнером и скрипачом и композитором Вольфгангом Шнайдерханом.

Летний музыкальный фестиваль в Люцерне изначально задумывался как оркестровый, сюда съезжаются лучшие музыкальные коллективы Европы, Англии и Америки. Здесь определяются самые актуальные тренды в исполнительском искусстве и современной музыке, здесь расставляют акценты и показывают тех, кто находится на гребне музыкальной волны. Говорят, что Люцернский фестиваль дает непогрешимую и полную картину развития современной камерной музыки. Поэтому быть его постоянным участником — это определенный знак качества для творческого коллектива.

Выступление в Тюмени в воскресенье музыканты начали с исполнения хоральной прелюдии Иоганна Баха. И у всех, кто был в этот день в зале, была возможность почувствовать то необыкновенное ощущение цельности музыки, умением создать которое и славится оркестр.

Все струнные инструменты звучали не просто как единый, хорошо отлаженный организм, казалось, что на сцене нет музыкантов — есть одна музыка, которая является слушателям как чудо. Омут музыки Баха сразу погружает вас в свои пучины, исключая всякие рассуждения об отдельных музыкальных партиях или солистах. Мощная, трагическая и возвышающая сила звуков подчинила себе зал.

Секрет звучания оркестра не только в исключительном мастерстве каждого из исполнителей. Этим звукам необычайной чистоты оркестр обязан и уникальным инструментам работы кремонских мастеров Страдивари, Гварнери и Амати. Скрипки и контрабасы, действительно, воспринимаются как живые, как будто не исполнители, а именно они — главные действующие лица на сцене.

Галя Безбородова

Все произведения, исполненные в этот день, были так или иначе посвящены Швейцарии. Ее отыскали даже в творчестве Петра Ильича Чайковского. «Воспоминания о дорогом месте», написанные композитором для скрипки и камерного оркестра, были посвящены баронессе Надежде фон Мекк, в усадьбе которой отдыхал Чайковский. Здесь же он написал и свои «Размышления о Швейцарии», которые стали одной из составных частей «Воспоминания…»

Сольную партию скрипки исполнила Акико Суванай — японская скрипачка, которая вошла в историю как самая молодая победительница международного конкурса им. П.И. Чайковского. Компания Universal, чьей эксклюзивной представительницей она является, доверила этой юной скрипачке скрипку Страдивари 1714 года, принадлежавшую ранее знаменитому скрипачу Яше Хейфецу.

И как только в зале зазвучала скрипка Страдивари, все предыдущие впечатления отошли на второй план. Великий итальянский инструмент звучал так, что сразу вспомнились обвинения, которые в свое время выдвигались против Никколо Паганини: говорили, что таких звуков не может быть в природе, что музыкант продал душу дьяволу.

За подобное звучание, казалось, действительно, можно все отдать и не пожалеть. В нем был такой выматывающий трагизм, такая обнаженность чувств, что становилось страшно. Не за себя — за исполнителей. Надрывы верхних нот сменялись бешеным ритмом, умиротворение — панической тревогой, а учащенное сердцебиение — благостным щебетанием. И каждое из этих переживаний было абсолютно личным, сокровенным, его бы держать при себе, но только скрипка не могла молчать.

Тревога и страх были слышны и в «Лабиринте» современного швейцарского композитора Ф. Мюллера. Но те же чувства здесь были совершенно другие, скорее, животные, чем возвышающие. Казалось, что Минотавр из древнегреческих мифов дышит вам в спину, а выхода из лабиринта, как в страшном сне, все не видно. Только этот бег в темноте по бесконечному лабиринту напоминал совсем другую борьбу героя со злом — не легендарную, а виртуальную — из компьютерных игр, неслучайно произведение написано в наши дни. И в конце борьбы звучала не радость победы, а звенящая пустота, в которой тонут все крики о помощи.

Камерный оркестр Люцернского фестиваля представил зрителям филармонии потрясающую палитру возможностей струнных инструментов. Зал долго оставался под впечатлением услышанного и не отпускал музыкантов со сцены.

***
фото: На сцене — камерный оркестр;Выступает Акико Суванай.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта