Защита детей — это родители
Из двенадцати детей, которых председатель общественной организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский попросил заорать, по-настоящему заорал только один мальчик. И то после долгих уговоров.
Андрей Крамарский часто вспоминает эту историю. Говорит, что было это на загородной турбазе, куда общественники привезли детей и их родителей на урок детской безопасности.
— Однажды я наблюдал, как психолог наставляла детей младшего школьного возраста, что, заходя в лифт, они должны достать из кармана или сумки ключ от квартиры и держать его наизготовку, — рассказывает Андрей Витальевич. -Мол, если к ребенку в лифте начнет кто-то приставать, он сможет ткнуть ключом злоумышленнику в глаз. Вы только представьте себе такую ситуацию! Да после такого ребенок из лифта точно живым не выйдет, вызвав агрессию у нападающего! Без специальной подготовки и физической силы такой прием не проведет даже взрослый, не то что ребенок. Поэтому, когда меня спрашивают, как дети могут защитить себя, я отвечаю: только позвав на помощь взрослых громким криком. Кричать, а точнее, орать надо до тех пор, пока на это есть силы.
А вот кричать-то, как это ни странно, умеют не все дети. Причина тому -постоянные одергивания родителей: «не ори», «не шуми», «это же некрасиво!», «что люди скажут?!»
Даже, казалось бы, доброе напутствие ребенку — «ты должен быть смелым» — может, по мнению Крамарского, сыграть впоследствии злую шутку.
— Да не должен быть ребенок смелым! Потому что он — ребенок, -говорит мой собеседник. — В любой подозрительной ситуации он должен бежать в многолюдное место, подбегать к прохожим, просить позвонить в полицию. Надо объяснять своим детям, что позвать на помощь — это не стыдно, и что за это не накажут, пусть даже ребенку всего лишь показалось, что ему грозит опасность. Полицейские его за это ругать не будут.
… С Андреем Крамарским — который не только председатель и идейный вдохновитель организации «За безопасное детство», но и член общественного совета при областном УМВД — мы встретились по поводу недавних событий, взбудораживших тюменских родителей. В конце сентября сотрудники правоохранительных органов задержали 28-летнего мужчину, который напугал школьниц на улице Северной и Олимпийской, спустив штаны. Что он предпринял бы дальше, неизвестно — потому что школьницы, к счастью, убежали и обо всем рассказали родителям.
Другого человека, подозреваемого в «насильственных действиях сексуального характера, совершенных в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста», все еще ищут. Он надругался над одиннадцатилетней девочкой 2 октября: зашел за ней в квартиру.
Помню, еще года два-три назад, стоило случиться подобному, сотрудники правоохранительных органов обращались к представителям СМИ с просьбой не сеять панику. Сейчас, говорит Андрей Крамарский, о таком уже никто не попросит.
— Об этом, наоборот, надо разговаривать. Плохо только, что разговоры эти носят у нас временный характер. Загляните на городские форумы, почитайте гневные комментарии под последними новостями: «на кол таких!», «руки им отрезать», «когда уже вернут смертную казнь?» Громкие заявления, от которых через неделю-другую не останется и следа. Родителей замотает быт, они обо всем забудут — до следующего подобного случая. И начнется все сначала: «на кол!» и подобное. Совершенно бестолковая суета в Интернете — вместо того, чтобы лишний раз по душам поговорить со своим ребенком, еще раз обсудить его дорогу домой, его поведение в экстремальных ситуациях.
Крамарский признается, что многие специалисты, — в большинстве своем, психологи — с которыми он периодически общается, обвиняют его в том, что он пропагандирует идею тотального контроля над детьми, а то и вовсе хочет вырастить из детей. эгоистов.
— Про эгоистов мне сказал один психолог, когда я поделился с ним, как учу детей: с кем можно общаться, а с кем — нет, — говорит Андрей Витальевич. — Ребенок должен нарисовать круг и включить в него тех, кому он безоговорочно доверяет. Ни в коем случае в этом кругу не должен оказаться сантехник дядя Вася или сосед по площадке. Только родные люди. Все остальные — чужаки, с которыми надо держать расстояние. Я часто слышу, как детям говорят: «не ходи с дядей, который предлагает показать тебе котенка», «не верь людям, которые говорят, что твоя мама попала в больницу, и они тебя к ней отвезут». Ну, а если к ребенку подойдет пожилая женщина и скажет, что она где-то потеряла свои очки и попросит помочь найти их? Все! Ребенку о такой ситуации не рассказывали, а значит, он пойдет за этой женщиной. Поэтому единственная возможность оградить ребенка от такого рода опасности — это четко разъяснить ему, что есть свои, а есть чужие, за которыми нельзя идти, чтобы они ни говорили. Не стесняйтесь объяснять своим детям, что ребенок ничем не может помочь взрослому человеку. И пусть этот человек идет просить помощи у другого взрослого. Такую позицию мне тоже многие ставят в укор. Мол, а как же воспитание милосердия, отзывчивости? Эти качества можно воспитать и другими методами. А в вопросах безопасности детей запрещенных приемов нет. Все, что помогает, -хорошо.
В этой связи Андрей Крамарский считает положительным опытом и. слежение за детьми с помощью специальных приборов, какие продают уже многие операторы мобильной связи. Есть и фирмы, специализирующиеся исключительно на этом и имеющие в штате диспетчеров, которые поддерживают связь с полицией. И в случае, если с приборчика поступает сигнал SOS, тут же вызывают наряд туда, откуда этот сигнал поступил.
— Я общался со специалистами этой фирмы, — продолжает мой собеседник. — Они говорят, что спрос на их услуги пока невелик. Кто-то не доверяет новым технологиям, кто-то не готов за это платить. Но ведь всегда есть альтернатива.
Уже около года общественная организация «За безопасное детство» продвигает программу (сам Крамарский называет это родительской инициативой) «Безопасный путь домой». Идея этой программы заключается в том, что каждый родитель, который пришел в школу за своим ребенком, должен забрать с собой еще нескольких ребят, с которыми по пути, но за которыми в этот день не смогли прийти ни мама, ни папа.
В 59-й школе на Войновке идею подхватили с готовностью. И родители учеников познакомились друг с другом поближе, и за детей своих спокойны. Но в большинстве учебных заведений города «Безопасный путь домой» так и остался разовой акцией. Хотя и полиция, и департамент образования эту инициативу поддерживают. Правда, заставить родителей думать о безопасности своих детей насильно никто не может.
— Можно много говорить о том, что кто-то должен защищать наших детей: государство, полиция, какие-то другие структуры, — говорит Андрей Крамарский. — Но у каждого подъезда, а тем более, квартирной двери полицейского не поставишь, как бы нам этого не хотелось. Вот и получается, что основное оружие ребенка, с помощью которого он может защититься от нехороших людей, — это его родители, которые расскажут, научат, позаботятся о том, чтобы его дорога домой была по-настоящему безопасной.
***
фото: Детям — безопасно, родителям — спокойно.;Детям — безопасно, родителям — спокойно.