Работа над ошибками
Для электората выборы явление разовое: бюллетень в урну для голосования опустил и гуляй смело.
И совсем не так выглядят выборы для тех, кто занимается ими непосредственно — для председателей и работников избирательных комиссий. Нужно подбить итоги, провести своего рода работу над ошибками: огласить список сложностей и рассказать, как с ними бороться. А потом, глядишь, пора к следующим выборам готовиться.
Как раз для работы над ошибками и проводятся каждый год в Тюмени конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Как заметил глава администрации Тюмени Александр Моор, наш город «в плане территориальном размещен очень удачно».
Конечно, далеко не все озвученные на IX конференции проблемы могут быть понятны и, главное, интересны избирателям. В основном, это проблемы с применением на практике новинок избирательного законодательства.
В Тюменской области именно с этим был связан самый громкий скандал минувших выборов — отмена регистрации кандидата в губернаторы от КПРФ Павла Дорохина. Он неверно истолковал новые законодательные нормы и не предоставил в облизбирком сведения об имевшейся у него судимости на том основании, что она погашена. Как оказалось, по новым правилам избиратели имеют право знать даже о погашенных судимостях кандидата.
Как рассказала Майя Гришина, член Центральной избирательной комиссии РФ, не только в Тюменской области кандидаты допускали подобную ошибку. Некоторые, спохватившись, приносили в избиркомы нужные документы. Таких суд к участию в выборах допускал.
Говорила Майя Гришина и о других моментах. Например, по новым нормам на снимках для предвыборной агитации не должны быть изображены несовершеннолетние. Исключение — дети кандидатов. Причем, внуки, как убедился кандидат в одной из областей, — не дети, хоть и близкие родственники. Милую и домашнюю фотографию с внуком на руках кандидату пришлось отовсюду убрать.
Еще один момент, озвученный Гришиной, крайне интересен: во многих участковых избирательных комиссиях по-своему истолковали, в какое время нужно вскрыть конверты с бюллетенями досрочного голосования. Некоторые решили, что до начала основного голосования. Некоторые, что после. А некоторые, что во время, — например, на одном участке, где использовались КОИБы (не в нашей области!), один аппарат предоставили гражданам, а в другой загружали «досрочные» бюллетени.
Вот и подумалось мне, а не с этой ли причиной связаны выступления тюменских коммунистов? Некоторые из них утверждают, что видели, как «вбрасывают бюллетени», и что их кандидат проиграл только по этой причине… Хотя когда считать «досрочников» — не принципиально.