X

  • 29 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 133
  • 5632

Дайвинг на особых условиях

Тюменское общество инвалидов выиграло грант на обучение подводному плаванию.

Те, кто хоть раз погружался под воду с аквалангом, говорят: «Ощущения незабываемые. На земле такого нет». Они запоминаются даже больше, чем красоты подводного мира (если дело происходит где-нибудь в море). Андрей Шелпаков, ныне директор международного дайвинг-центра «Морской еж», такие ощущения испытал 12 лет назад. Однажды в туристической поездке по Турции ему предложили поплавать с аквалангом. Согласился из чистого любопытства. Потом понял — не сможет забыть. И, вернувшись в Тюмень, организовал секцию по дайвингу.

— Мне стало интересно не просто заниматься самому, а открыть учебный центр, в котором смогу обучать людей всех возрастов, с ними же организовывать поездки по всему миру, — говорит Андрей Александрович.

В одной из поездок он однажды увидел занятия по дайвингу с инвалидами. За рубежом эта практика обычная, но в России она только начинает развиваться. «Почему бы Тюмени не стать пионером этого вида социальной реабилитации? — подумал они и вместе с инструктором Еленой Овсянкиной предложил региональному обществу инвалидов реализовать такой проект. За финансированием Тюменская областная организация обратилась в центральное правление ВОИ. И грант им одобрили.

Проводить занятия в бассейне «Токио», где обычно проходят тренировки тюменских дайверов, возможности не было — он не оборудован для занятий с инвалидами. Всем требованиям федеральной программы «Доступная среда» отвечал лишь плавательный бассейн «Зодчий» в ТюмГАСУ.

Андрей Шелпаков и опытный инструктор Елена Овсянкина группы набирали небольшие — по шесть-восемь человек. Им важно было, чтобы каждый ученик был на виду, чтобы к каждому был индивидуальный подход.

— На первых занятиях я переживал — получится ли хоть что-нибудь, — вспоминает Андрей Александрович. — Даже здоровые люди не всегда могут перебороть боязнь погружения. Не каждый способен контролировать дыхание под водой. Единицам удается с первого раза поймать ощущение нейтральной плавучести.

Андрей Шелпаков, Галя Безбородова

Но первая же группа поразила опытных инструкторов умением схватывать все на лету. То, что обычные ученики делают с третьего-четвертого раза, участники проекта выполнили с первого, хотя среди них были люди с тяжелыми формами инвалидности.

— Такие высокие адаптивные способности я раньше видел только у детей, — говорит Шелпаков. -Взрослым тяжело отключиться от дум и переживаний. Они никак не могут отрешиться от бурных земных дел и слиться с природой. А у людей, у которых жизнь отняла часть физических возможностей, адаптивные способности выше. Инвалидам приходится приспосабливаться к окружающей обстановке каждый день, и они научились это делать эффективней. Сильные люди.

Пока мы с Андреем беседуем, к бортику бассейна вместе с Еленой Овсянкиной подходят участники проекта. Первым спустил ноги в воду Виталий Булатов.

— Для меня каждая тренировка начинается с отработки навыков открывать глаза под водой, — сказал он. — Трудно это дается. За 37 лет ни разу этого не делал, надо перебороть себя. А потом — научиться дышать спокойнее, не полной грудью, а то кислород расходуется не по-хозяйски.

Рядом у кромки бассейна экипировку закрепляли на колясочнице Насте Мячиной.

— По первости я боялась даже ноги в воду опустить, — призналась она. — Но страх преодолела. Тело вспомнило, что когда-то я умела плавать. После травмы все как отрезало. Зато, — улыбаясь, добавила она, — раньше я и мечтать не могла, что займусь дайвингом.

Самый удивительный ученик в группе, пожалуй, — Владимир Туровский. В воде он обращает на себя внимание накаченным торсом и объемными бицепсами.

— Он на 10 этаж на одних только руках подняться может, — хвастались его друзья, заметив наши восхищенные взгляды. — Он еще и моржеванием занимается.

— Неужели вы в проруби плаваете? Давно ли? — не поверили мы.

— В октябре прошлого года начал, — ответил он. — Пришел на соревнования, нырнул в прорубь и поплыл. Мне ледяная вода и холод не страшны. После службы в армии на Байконуре даже 30-градусный мороз для меня — не мороз. А при минус 25 могу ходить по улице в рубашке. Сейчас у меня уже две медали региональных соревнований по айс-спорту и кубок «За волю к победе».

Но на занятиях по дайвингу инструкторы волновались за Владимира больше всего. Ведь у него нет ног. Под водой он передвигается только за счет рук. Физических затрат это требует больше, поэтому и всплывать приходится чаще. Но жалеть себя — не в правилах Туровского. Он все делает с полной выкладкой.

— Ну, пока, встретимся наверху, -шутливо машут нам Владимир и Виталий и снова погружаются в воду.

Андрей Шелпаков, Галя Безбородова

Проект обучения дайвингу в бассейне для них закончится осенью, а весной инструкторы планируют вывезти их на открытую воду. Конечно, в тюменских озерах под водой смотреть нечего, видимость почти нулевая, поэтому планируется выезд на озера Урала, где вода кристально прозрачная.

— Не забудутся ли к этому времени полученные навыки? — интересуюсь я.

— Дайвинг, как езда на велосипеде, если поймал чувство равновесия — больше не забудешь. Сядешь на велосипед — и поедешь, наденешь акваланг — и поплывешь, — говорит Андрей Шелпаков.

Он уверен, что проект будет продолжаться, надо только найти финансирование. Есть и мечта, которую хочется осуществить, — организовать в Тюмени особую дайвер-скую команду и выехать с ней на Красное море, чтобы участники проекта могли погрузиться туда, где затонули корабли. Не каждому в жизни это дано увидеть. Только тому, кто хочет преодолеть себя.

***
фото: Незабываемое чувство погружения (на первом плане Роман Феденко);Настя Мячина;Виталий Булатов и Владимир Туловский.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта