Фрески — на сладкое
Троицкому собору, если можно так выразиться, везет — его время от времени реставрируют. Три самых масштабных ремонта произошли в 1856, 1862 и 2005 годах.
Собор вместе с другими монастырскими постройками занимает часть территории затюменского мыса. Время строительства собора относят к XVII веку, однако отдельные работы по достройке и перестройке храма велись и значительно позже. Первоначальный проект храма был выполнен тобольским зодчим Матвеем Максимовым.
Пожалуй, за всю историю храма лишь раз он был доведен до действительно плачевного состояния: крыша, как решето, сквозь которое просвечивает небо; мусор, который пришлось выгребать не один день; изношенные половицы — еще старые, не тот мраморный пол, что мы видим теперь. Было это в 1996 году, когда состоялась передача Тобольско-Тюменской епархии (правда не в собственность, а в аренду) Троицкого собора, монастырского корпуса и здания так называемой воскресной школы. С тех времен сохранились фотографии: завалы опила, цемента, в храме стояли деревообрабатывающие станки. В Успенском приделе — наковальня. Под престолом в любом храме всегда прочный фундамент, так именно в этом месте и устроили наковальню. Было огромное количество сварочных аппаратов. Все это демонтировали.
Сегодняшняя масштабная реставрация, которая началась в апреле и завершится в конце года, больше похожа на капитальный осмотр. Безусловно, лицензированному подрядчику, который выполняет работы под контролем проектного института, трудиться в храме куда проще и приятнее, чем предыдущим реставраторам. Первым делом вокруг здания-исполина появились строительные леса, внутри они тоже есть — ведут к сводчатым потолкам. С их помощью полностью обновляется штукатурка как внутри храма, так и снаружи (старую сняли, обнажив кирпичную кладку).
Основная масса работы сегодня подходит к концу, в том числе и работа над кровлей: перекрыта крыша, укреплена верхняя купольная часть храма. Леса убраны, и с виду Троицкий храм вполне готов функционировать дальше.
Тем не менее, по словам начальника отдела сохранения объектов историко-культурного наследия Александра Кононова, службы возобновятся лишь в будущем году (пока они перенесены в церковь Петра и Павла, которая, к слову, вмещает в три раза меньше людей). Все потому, что остается, пожалуй, самая сложная часть реставрационных работ — восстановление росписей. Собственно реставрация живописи включает расчистку авторских работ от поздних наслоений вручную, промывку, укрепление изображения с помощь проклейки, регенерацию переродившихся свинцовых белил, антисептирование, укрепление отставшей штукатурки и другие специальные работы. Провести их могут только специалисты. Их обычно заказывают из других городов, своих, говорят сотрудники отдела сохранен и я объектов историко-культурного наследия, в Тюмени мало.
В этом году в нашем городе побывал Сергей Филатов, глава института, восстанавливавшего росписи в Троицком соборе. Несколько лет назад он и его сотрудники отреставрировали роспись первого яруса. Работали бы и дальше, но пришлось остановиться, поскольку северная стена собора стала трескаться. Отчего — так и не ясно: «Водоканал», ранее занимавший здание, давно перекрыл все свои сети. Однако сегодня можно продолжить восстановление росписей. Живопись на стенах Троицкого относят к XVIII веку: тогда для росписи храма и его иконостаса были приглашены мастера из Киева.
Кто займется фресками сегодня — пока неизвестно. Возможно, за них снова примется Сергей Филатов, может, кто-то другой. Исполнителя работы в любом случае определит конкурс, который должен провести комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия до того, как за дело возьмутся иконописцы.
***
фото: Обновленный фасад храма белоснежен.