Не дежурные слова
В филармонии состоялась поэтическая программа, посвященная 125-летию Анны Ахматовой, «И все-таки услышат голос мой» в исполнении Светланы Крючковой, народной артистки РСФСР.
Разговорный жанр — не частый гость на филармонической сцене. Казалось бы, сольным поэтическим программам не тягаться с выступлениями звезд, на концертах которых аншлаг объясним. Но свободных мест в зале в этот день не было.
Пришли гурманы поэзии. С ними на равных и вела диалог Светлана Крючкова.
— У Ахматовой часто встречаются два варианта одной строфы и более, — говорила она. — Вы можете легко проверить это, позвонив своим знакомым и сверив, какая строчка напечатана в их издании и в вашем…
Убежденность актрисы в том, что у большинства наших знакомых есть томик Ахматовой и что они примутся искать там отличия, возвышала и приобщала к высокому искусству слова даже тех, кто уже давно не брал в руки поэтических сборников.
Рассказ о творчестве Ахматовой Светлана Крючкова начала с цикла «Ветер войны».
— Для каждого ленинградца блокада — не просто страница истории, это страница каждой, — она подчеркнула, — каждой семьи.
Вспомнила, как год назад на одной из радиостанций прозвучал кощунственный для питерцев вопрос: «А почему советские войска не сдали Ленинград? Может быть, тогда удалось бы избежать таких больших жертв?» По мнению Светланы Крючковой, ответ на этот вопрос для всех питерцев очевиден: если бы город был сдан, там вообще никого не осталось бы в живых.
Ответ этот был бы очевиден и для Ахматовой, которая писала: «Нас покориться никто не заставит».
Актриса призналась, что читает стихи Ахматовой на протяжении 46 лет. Принимала участие и в съемках двух художественных фильмов, где говорилось о творчестве поэтессы: «Полторы комнаты» и «Луна в зените». Высшей похвалой для нее за эти актерские работы было высказывание одного из польских режиссеров: «Я не знаю эту актрису, но я не вижу здесь актрисы, а вижу поэта на экране».
От лирики героической Светлана Николаевна перешла к циклу стихов, посвященному английскому философу и историку Исайе Берлину.
— Анна Андреевна была удивительной женщиной, — продолжала поэтический монолог Светлана Крючкова. — На протяжении всей ее жизни мужчины, с которыми она общалась, влюблялись в нее в первые полторы минуты разговора.
С сэром Исайей у Ахматовой было всего пять встреч, разделенных годами разлуки. Ему она посвятила стихотворные циклы «Cinque», «Шиповник цветет» и «Поэму без героя», в которой есть такие строки:
Полно мне леденеть от страха,
Лучше кликну Чакону Баха,
А за ней войдет человек…
Он не станет мне милым мужем,
Но мы с ним такое заслужим,
Что смутится Двадцатый век.
Действительно, встреча с этим человеком, по словам актрисы, во многом определила судьбу поэтессы. Их многочасовые беседы еще не раз ей аукнутся в будущем, станут поводом для сплетен, обвинений, травли и того, о чем Ахматова потом напишет:
Наградили меня немотою,
На весь мир окаянно кляня,
Обкормили меня клеветою,
Опоили отравой меня.
Впрочем, о таких встречах она потом как-то горько сказала: «Он знал меня, но так и не понял».
— Между знать и понимать, -подчеркнула Светлана Крючкова, -лежит огромная пропасть. Можно километрами читать поэзию, но к пониманию ее сути не приблизиться.
По мнению актрисы, понимание поэзии Ахматовой невозможно без понимания истории страны, того времени, в котором жили «последние великие голоса XX века». При всем невыносимом трагизме судьбы Анна Андреевна не стала выбирать путь бегства, отказалась от эмиграции. Она считала, что трагедия народа — это трагедия поэта, и об этом цикл ее стихотворений « Реквием», который стал эпилогом поэтического вечера.
— Задача передо мной стояла простая, — сказала в завершении Светлана Крючкова. — Если кто-то захочет после этого вечера взять и перечитать Ахматову, значит, все это были не дежурные слова, и я свою миссию выполнила.
***
фото: Светлана Крючкова на сцене тюменской филармонии.