Текора заставила нас танцевать
Никогда бы не подумала, что в филармонии на джазовом концерте люди будут танцевать. Друзья, которым я об этом рассказываю, говорят: «Такого просто не может быть!»
И, тем не менее, это было. В субботу на концерте Текоры Роджерс и госпелхора Chicago Spirituals происходило что-то невообразимое.
Говорят и пишут, что Текора Роджерс уже давно полюбилась российской публике, и эта любовь взаимна, но с проектом «Чикаго спиричуэлс» Текора приехала в Россию впервые. Хотя вокальный ансамбль из пяти голосов, созданный ею в 2003 году, почти ежегодно гастролирует по Европе. Музыканты представляют публике традицию госпел — современные религиозные песнопения афроамериканского населения США.
Спиричуэлс, это дословно и есть -«духовные» песни. Госпелз вырос из той же мелодической и ритмической традиции, которая породила блюз и джаз. И вообще, пение в протестантских церквях лежит в основе вокального опыта большинства афроамериканских певцов.
Раньше я только в фильмах видела, как пышные темнокожие тетушки с кудрявыми шевелюрами, спрятанными в тюрбаны, поют и пританцовывают на церковных службах. И это не укладывалось в голове, ведь православные церковные песнопения совершенно не похожи ни на что подобное. Как это можно — веселиться и танцевать в доме господнем? Но вот картинка с экрана претворилась в реальность. И в реальности, как оказалось, эта музыка еще лучше, еще интереснее, еще динамичнее.
В своей программе Текора Роджерс с хором исполнили и мелодии в стиле госпел, и популярные джазовые темы, например -«Feeling Good». Сделали это с таким драйвом и с такой энергией, что слушатели с самого начала концерта с трудом сидели в креслах. Мои соседи в десятом ряду похлопывали в такт ногами, подергивали плечами и головой, но танцевать не решались. Филармония все-таки, прилично ли?
А Текора Роджерс не унималась. Ее голос то укачивал нас плавно, словно в колыбельке, то вдруг обрушивался со всей мощью. Я ловила себя на мысли, что, наверняка, не смогла бы слишком долго слушать такую музыку в аудио или видеозаписи, — слишком сложно для восприятия. Чтобы делать это полтора-два часа подряд, надо быть настоящим ценителем и знатоком. Но живое исполнение -особенное. Музыканты заражают своей энергией и обаянием. Наблюдать за ними отдельное удовольствие. Пышные улыбчивые дамы в блестящих нарядах и солидные мужчины в строгих черных костюмах пританцовывают на сцене. Сама Текора с удовольствием спускается в зал, проходит по рядам, заставляет нас петь. Ей дарят цветы и аплодируют без умолку.
Кажется, что время пролетает незаметно. Как, уже антракт?
Кроме всего прочего музыканты оказались просто по-человечески очень обаятельны. Приятно и трогательно, когда иностранные певцы стараются говорить на твоем языке. Путая ударения, плохо выговаривая слова, Текора Роджерс говорила, сверяясь с заготовленным заранее листочком. Вроде бы самые обычные, даже дежурные фразы — поздоровалась, рассказала о том, что рада выступать перед нами… И представила весь хор, отметив шутливо, что самый любимый участник «Чикаго спиричуэлс» — это ее муж. Впрочем, знаменитого музыканта Нила Харпера сложно было не заметить на сцене, он мужчина солидный.
На последних нескольких композициях музыканты предложили всем танцевать.
И народ, который без того едва мог усидеть на местах, не заставил себя долго упрашивать. Публика настолько прониклась концертом, приняла его так благодарно, словно мы, по замечанию моего спутника, «на этих госпелах выросли».
После концерта, вышагивая по улице, я поняла, что улыбаюсь всему вокруг, как не улыбалась уже давно. Текора Роджерс и «Чикаго спиричуэлс» подарили нам не просто вечер хорошей музыки, они подарили счастье. Показали, что значит радоваться: миру, жизни, простым вещам, которые тебя окружают, и людям, которые рядом.
***
фото: Текора Роджерс;Chicago Spirituals.