X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Кукольный погром в одном действии

Оказывается, существует такая распространенная проблема в театрах страны: заявленные жанры постановок либо не раскрываются, либо полностью не соответствуют постановке.

Например, заявлена трагикомедия, а на деле она получается просто комедией или вообще чем-то, не поддающимся определению. Об этом участникам второго международного фестиваля «Вятка — город детства», что прошел в Кирове, рассказали члены жюри самого фестиваля. Жюри маститое, взыскательное, в театральных вопросах разбирающееся как нельзя лучше.

Была и Ольга Глазунова, заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол. Был и Валерий Шадский, руководитель рязанского театра кукол, президент Российского национального центра Международного Союза деятелей театров кукол. И завлит театра Образцова Нина Монова. И Анна Некрылова, театральный критик, заместитель председателя комиссии по делам кукол Союза театральных деятелей РФ, и другие, не менее известные и образованные люди.

Отдельно приятно, что они отметили абсолютную жанровую грамотность постановщиков спектакля «Бобик в гостях у Барбоски» тюменского театра кукол. Режиссер постановки Антон Нестеренко назвал ее «Эксцентричной комедией, или погромом в одном действии». Именно это и показали тюменские актеры в Кирове, а спектакль был назван на фестивале лучшим.

От «лялечных» до философских

Вернувшись с наградой домой, коллектив тюменского театра кукол дал пресс-конференцию, в ходе которой стало понятно: на фестивали кукольники ездят не только за оценкой свой работы, не только за наградами, но в равной степени — за опытом, который можно почерпнуть, просматривая спектакли других театров и общаясь с режиссерами и актерами других городов. Антон Нестеренко, например, подробно рассказал о тех постановках, что ему понравились.

У них разная атмосфера, они рассчитаны на публику разного возраста: одни для самых маленьких (кукольники называют их лялечными), другие — для детей 10-12 лет, уже вполне взрослых. Сравнивать их трудно, но даже минимализм и чуть ли не аскетизм на сцене тоже может быть потрясающе интересным, если сделан творчески и талантливо.

Одна из таких постановок, привезенная на фестиваль омским кукольным театром, — «Как хомячок Самсон солнышко искал» — как раз для малышей.

Катя Христозова

— Очень простой интерактивный спектакль, в котором два действующих персонажа — бабушка и хомячок Самсон, — рассказал Нестеренко. — Самсон — это маленькая перчаточная кукла, которой актер управляет мастерски. А бабушку играла актриса, к которой после спектакля сбежались все ребятишки: обнимали ее, фотографировались с ней.

Интерактив, хорошая ответная реакция на реплики из зала, душевность и доброта самого повествования — рецепт успеха спектакля о хомячке.

Были, по словам Антона, который посмотрел все спектакли и присутствовал при их обсуждении, и другие, более серьезные и разные по степени мастерства постановки. У одних он отметил работу художников, у других — музыкальное оформление. Заметил, что тюменские художники по свету во многом умеют больше, чем другие: используют множество специальных программ (до двухсот и более), тогда как многие театры обходятся семью.

Эти детали отметило и жюри, которое выявило как положительные, так и отрицательные стороны постановок. Эксперты определили и главные проблемы кукольных театров: отсутствие у некоторых трупп мастерства кукловождения, трудности со сценической речью… Были вопросы и к использованию фонограммы.

Жюри сетовало на то, что в каком-то из спектаклей «у куклы ручки повисли». А если кукла перестает двигаться, как человек, она станет мертвой. Наши артисты видят причину проблем с кукловождением в том, что многие театры не используют для работы с одной куклой двух и более актеров (например, нашего Барбоску «водят» сразу и Вадим Еременко, и Юлия Графеева, а Бобика — и Александр Бердников, и Евгения Глухих).

— Я видел, как актрисе тяжело справляться в одиночку с куклой, и не понимал, почему режиссер не поможет ей, добавив еще одного актера? — недоумевает Антон.

У него самого в процессе просмотра фестивальных спектаклей сложилась своя собственная кривая успеха: он успел несколько раз предсказать получение наград — то за работу художника, то лучшую женскую роль… И только с дипломом «Лучший спектакль» промахнулся. Видимо, собственную постановку включить в «турнирную таблицу» то ли постеснялся, то ли забыл.

— Впрочем, назвать фестиваль соревнованием было бы неправильно, — говорит он. — Это был, в первую очередь, обмен опытом.

Катя Христозова

Бобик и Барбоска в Кирове

Тем не менее, к спектаклю тюменского кукольного театра профессиональное и требовательное жюри не высказало ни одной претензии. Все сошлось в этой работе: и задумка, которую Антон вынашивал еще со студенческих лет, и сильный и энергичный актерский состав, и работа художника Екатерины Поликарповой, и свет Елены Еременко и Галины Мальчихиной.

Можно долго рассказывать о постановке, но лучше пусть скажут люди посторонние, которые видели наш театр впервые. Вот что говорилось на обсуждении спектакля:

«Нужно сказать режиссеру спектакля, художнику и артистам большое спасибо за то, что они не пошли на художественном «поводке» за прекрасным мультфильмом по рассказу Носова «Бобик в гостях у Барбоса». На этом пути зрителей неминуемо ждало бы разочарование, ибо творчески пересилить этот замечательный мультфильм на его художественной территории вряд ли получится. Создатели спектакля «Бобик в гостях у Барбоски» выбрали оригинальный путь и не ошиблись! Они расширили художественную географию рассказа Носова, наполнив свой спектакль совершенно неожиданными смыслами и фантазиями. Такого зрители никак не ожидали!

Нужно сказать о технике кукловождения. Она у артистов тюменского театра на высоте. Совершенно незаметно для зрителей каждую собачку «водят» два артиста, а не один. Они действуют точно и слаженно. В этом, собственно, и состоит мастерство актера-кукольника, чтобы кукла жила и двигалась, словно сама по себе.

Этот спектакль о личном пространстве, о свободе в условиях ежедневных ограничений. Он учит, что мы сами в себе не должны зависеть ни от размеров и благоустройства собственной «конуры», ни от «холодильника» (качества пищи и пития), ни от быта, ни от политических пристрастий, ни от времени (об этом эпизод с часами в спектакле), ни от эпохи, ни от своего социального положения, ни от каких-либо внешних сил и обстоятельств. Единственная «зависимость», которую призван утвердить в себе человек, это «зависимость» от самого себя, от знания границ своей личности, своих природно-творческих векторов и устремлений. Это не призыв к анархии, к беспорядку и безудержной самости, а воля к ответственной свободе. Браво, Бобик и Барбоска!»

***
фото: Сцена из спектакля;Тюменские актеры в колонне праздничного шествия в Кирове;Антон Нестеренко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта