Теплый лед
Круглый стол «Риски освоения арктических территорий» стал заключительной встречей профессора Университета Аляски Владимира Романовского с российскими учеными, представителями промышленности и журналистами.
В нефтегазовом университете прозвучали доклады о результатах последних исследований мерзлоты и самые свежие прогнозы по изменению климата.
Открыл заседание исполняющий обязанности ректора ТюмГНГУ Николай Коленчин. Он отметил, что за последние сто лет проделана большая работа на пути освоения северных территорий. Выяснено, что 75% богатств наших недр спрятаны именно в Арктическом регионе. Но для того, чтобы избежать непоправимых последствий при их разработке и создании необходимой инфраструктуры, информации явно недостаточно. Необходимо объединить усилия в изучении самой холодной части планеты.
Владимир Романовский представил графики и рассказал, что температура в Арктике, начиная с середины 80-х годов, меняется почти непрерывно. Эти изменения составили порядка 3 градусов Цельсия на глубине 20 метров. Значит, температура на поверхности изменилась на 4 градуса. По мнению ученого, к концу века возможно повышение температуры до 6 градусов. Это повод для беспокойства.
К концу века может осуществиться самый пессимистичный прогноз: оттаивание мерзлоты пройдет на европейской территории России, на севере Западной Сибири, южной части Аляски и Канады. Стабильными останутся грунты на северной части Ямала и на северном склоне Аляски. Но это всего лишь прогноз, который может и не сбыться. Ранее потепление всегда сменялось кратковременным или долгосрочным похолоданием.
Далее ученый показал снимки разрушающихся зданий Фэрбенкса (где проживает и сам), Воркуты, Тикси и Западной Сибири. В Фэрбенксе, штат Аляска, уже 12 поселков ждут переселения из-за береговой эрозии и деградации мерзлоты. По мнению Владимира Евгеньевича, все эти события связаны в первую очередь с непродуманными инженерными решениями. Вывод прост: при прокладывании трубопроводов и постройке домов обязательно нужно учитывать деградацию мерзлоты.
Марина Лейбман, главный научный сотрудник Института криосферы Земли СО РАН, поделилась подробностями двух экспедиций к «ямальской воронке» (16 июля и 25 августа). Каждый раз проводились замеры неизученного явления. Интернет-версии про инопланетян и метеорит отпали сами собой: наиболее вероятной причиной возникновения воронки стал выброс газа из поверхностных слоев. Вторая экспедиция показала, что диаметр образования увеличился с 25 до 35 метров, а вот глубина уменьшилась с 50-ти до 35 метров. Также за столь короткий период воронка на треть заполнилась остатками бруствера и водой. Тут же возникло предположение, что это новообразование в скором будущем станет озерцом. Кстати, на Ямале, недалеко от воронки, оказалось немало озер подобной формы. Круглых и аккуратных.
Еще одну интересную тему затронул академик РАН, директор института криосферы Земли Владимир Мельников. Он рассказал, что за последние 64 года объем парниковых газов на планете увеличился на 25%. Основной причиной Владимир Павлович назвал индустриальный подъем развивающихся стран (Китай, Индия) и уже развитую промышленность в городах Америки, около которых даже на расстоянии 20 км можно учуять сильный запах химии. Предлагаются проекты захоронения излишков парниковых газов — закачка их в мерзлые породы. В институте криосферы Земли группа под руководством Ивана Нестерова на современной инструментальной базе доказала, что это чревато разрушительными последствиями. На глубине 100 метров, куда и климатические изменения доходят только через сотню лет, при закачке газа начинается таяние льда! И чем глубже, тем больше… То есть выйдет не только тот газ, который закачали, но и тот, который удерживается мерзлыми породами и льдом. «Проекты захоронения существуют и развиваются, — подвел итог Мельников. — Но к ним надо подходить крайне осторожно».
Международная встреча прошла в рамках проекта нефтегазового университета с Тюменским научным центром СО РАН и институтом криосферы Земли СО РАН. Проект призван объединить фундаментальные научные исследования экспертов международного уровня. Привлекать к лекциям вуза высококвалифицированных соотечественников. А студентов -к полевым работам.