Картинная красота — не только для галерей
В прежние времена у Амадео Модильяни, например, был покровитель — Поль Гийом, владелец художественной галереи и коллекционер. Он выставлял полотна в галерее, показывал их потенциальным покупателям — предоставлял Модильяни возможность писать, не слишком усердствуя в продаже полотен.
А меценатам Серебряного века (Сергею Щукину, Ивану Морозову, семье Третьяковых и так далее) мы обязаны появлением в России картин Матисса, Мане, Пикассо, Сезанна, Гогена, Ван Гога. Меценаты, фанатики искусства, не обладающие глубокими знаниями в живописи, но богатые интуицией.
Другое дело — день сегодняшний. Не время меценатов от культуры. Не время владельцев галерей, в которых картины продаются естественно и массово. А потому Татьяна Гамзина-Бахтий сама себе и художник, и менеджер, и организатор экспозиций.
В арт-галерее «Новый свет» в эти дни работает выставка Татьяны «Взлет/посадка». В галерее говорят, что такого организованного художника еще не встречали: Татьяна сама придумала концепцию выставки, сама развесила картины, придумала афишу и так далее, и так далее. Сама же по большому счету вела открытие: рассказала, что на создание серии работ, оформленных как вид из иллюминатора самолета, ее почти сто часов полетов, которые совершила в последние два года. Ее перелеты длились от семи до 13 часов, она четыре раза перелетала через Атлантический океан, четыре раза — через Американский континент, два раза — через Евразийский. Вместе с мужем Татьяна посетили много стран: Чехию, Израиль, Таиланд, Китай, Германию, Голландию. Но больше всего ее поразила Америка.
Татьяна говорит, что она изображает городскую среду, взлетную полосу или аэропорт, но самое главное — среда обитания человека в разных странах.
— Я наслаждаюсь моментом полета, просто люблю летать… Я ничего не выдумывала, не надумывала, просто это пришло — необходимость сделать такую серию картинок, — рассказывает Татьяна. — И хотя это не первый опыт изображения чего-то сверху в истории искусства, у меня это получилось просто и естественно.
Во время поездок и перелетов Татьяна запоминала увиденное. Что-то снимала на айфон и фотоаппарат, словом, пользовалась еще и всевозможными современными техническими приспособлениями. Ничего плохого в этом она не видит. Тем более что делать эскизы на ходу — дело сложное и даже иногда невозможное.
— Эту роскошь я могла позволить себе прежде, когда бывала на отдыхе: лежишь себе на пляже, рисуешь. Но последние два года мне было не до этого, мы много перемещались по США, проехали на машине несколько штатов, поэтому как было рисовать? Оставалось только снимать, получать впечатления, запоминать и складывать в архив.
О выставке с галереей «Новый свет» Татьяна договаривалась за несколько месяцев, еще до поездки в США — уже был материал, который хотелось показать. Но когда появилась серия иллюминаторов, то в дополнение к ним художник просто отобрала то, что было подходящим по цвету, тону и смыслу, а перед самой выставкой дописала еще два полотна. Благо дождливое лето располагало к труду в мастерской.
— Многие свежие работы не вошли в экспозицию. Например, по тематике некоторые вещи просто вылетели: серия с католическими соборами. Но я решила, что покажу только ландшафты: во-первых, это коммерческий проект, во-вторых, никто уже в современном мире не делает сборную солянку. Впрочем, мои коллеги удивились тому, что я показываю не так уж много работ, а для меня важно было сделать чистую, хорошую экспозицию, с евроразвеской — то есть, с помещением картин на открытом пространстве целой стены. И хотелось поработать с видеоинсталляцией — редкой вещью для наших галерей. Я вообще ни одной видеоинсталляции в Тюмени не помню.
… Что-то из задуманного художником удалось на славу. Хотя полноценной евроразвески не вышло (не позволил небольшой зал галереи), но ощущение свежести монтажа, его оригинальность — это то, что заметно невооруженным глазом. Видеоинсталляция — экран, транслирующий бегущие по небу облака. Во время церемонии открытия выставки, экран, расположенный прямо над головой Татьяны, напоминал окно в мир — Нью-Йорка, Москвы, Санта-Барбары… Самолет пойдет на снижение, нырнет в облака и станет видно землю.
Зрелые художники, пришедшие на открытие выставки, мягко намекнули Татьяне на то, что пишет она, в основном, заграницу. А хорошо бы писала тюменский Север!
— На выставке есть и российские виды, — отвечает Татьяна. -Все, что зеленое — это Россия. Правда, мне все равно: я же планету воспеваю, а не отдельное государство, я ничего не делю на наше-ваше, я рисую мир, пространство, в котором мы все тут живем.
К сожалению, это не единственный аспект выставки, где задумка автора оказалась не вполне понятой. Татьяна, у которой нет ни менеджера, ни покровителя, старалась позаботиться сразу обо всем, и о продаже полотен тоже. Ведь иначе, зачем определять их в галерею, занимающуюся торговлей?
— На открытие я пригласила не только друзей, художников, журналистов, но и архитекторов, дизайнеров, директоров организаций. Из последних никто не пришел, — огорчается Татьяна. — Грустно, что в Тюмени нет культуры посещения галерей, ведь по сути это те же бутики, но в которых продают не одежду, а живопись. И они должны продавать. В США на выставках художников бывает обычно, если не весь цвет города, то высокопоставленные персоны — точно, потому что это престижно.
Сегодня, когда в Тюмени на широкую ногу поставлены услуги дизайнеров интерьеров, когда многие люди делают не просто добротный ремонт в своих квартирах, но действительно создают интерьеры, сотрудничество дизайнеров и архитекторов, по мнению Татьяны, тоже должно существовать. Можно было бы даже приводить на такие выставки клиентов дизайнеров, советоваться, выбирать.
— Иначе интерьером будет лишь штукатурка. Без смысловой нагрузки, без картинной красоты, — считает Татьяна.
***
фото: На картинах Нью-Йорк;Открытие выставки Татьяны Гамзиной-Бахтий.