X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тюменец, пилот «Бурана»

Многие молодые тюменцы после полета Юрия Гагарина мечтали стать космонавтами.

Но лишь один из них получил удостоверение «космонавт-испытатель» и прошел полный курс подготовки к полету на орбиту на многоразовом орбитальном корабле «Буран» (он же Ту-202).Однако в космос ему слетать так и не пришлось. По независящим от него обстоятельствам.

Валерий Максименко родился в Тюмени 16 июля 1950 года в семье водителя городского АТХ-1 и сначала мечтал стать шофером. Еще он мечтал поехать на целину. Потом отправиться на Кубу -«помогать Фиделю Кастро». Однако исторический полет Юрия Гагарина на корабле «Восток» настолько впечатлил ученика 4-го класса, что мальчишка решил обязательно стать космонавтом, на худой конец — летчиком.

К этому времени он вместе с родителями переехал из Тюмени на родину своих предков — в Змиевский район Харьковской области, где в 1967 году получил аттестат зрелости в средней школе N 1 поселка Комсомольский. И в том же году стал курсантом Харьковского ордена Красной Звезды высшего военного авиационного училища летчиков имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца. Лейтенант Максименко настолько хорошо освоил пилотаж истребителя, что молодого офицера оставили летчиком-инструктором в полтавском учебном авиаполку. Затем он стал командиром звена в другом полку родного училища, в Харьковской области.

Здесь-то его и заметил легендарный летчик-испытатель Степан Микоян. С легкой руки Степана Анастасовича капитан Максименко стал «учить самолеты летать» в 267-м учебном центре НИИ ВВС (ныне 929-й Государственный летно-испытательный центр ВВС имени Чкалова). Летчик-испытатель Максименко освоил почти полсотни истребителей различных типов и модификаций.

В 1982 году он окончил филиал МАИ в Ахтубинске, а весной 1989 года ему вместе с однополчанами Александром Пучковым и Николаем Пушенко предложили освоить и «космическую птичку». К этому времени советские космонавты медленно, но верно осваивали программу «Байкал-Буран» -отечественный аналог американского многоразового орбитального комплекса «Шатл».

Всего предполагалось осуществить запуск пяти кораблей и совершить восемь полетов по орбите. Первый из них, «изделие 1.01», знаменитый «Буран», 26 ноября 1988 года успешно совершил полет в беспилотном автоматическом режиме продолжительностью 205 минут и приземлился на аэродроме Юбилейный в комплексе Байконур.

Пилотируемый полет следующего «Бурана» (Ту-202), «изделия 3К-2.01», намечался на 1994 год. Для этого и был сформирован специальный отряд космонавтов из 10 военных летчиков-испытателей и 11 инженеров РКК «Энергия». Вместе с ними подготовку к полету проходили четыре французских космонавта.

11 мая 1990 года подполковник Максименко начал подготовку по космической программе, а 5 апреля 1991-го получил удостоверение «космонавт-испытатель». Однако последующие события в стране и прекращение существования СССР поставили крест на программе «Буран».

Полковник Максименко покинул Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина и вернулся к прежнему месту службы в Ахтубинск, где продолжил испытания российских истребителей Миг-29, истребителей-бомбардировщиков Су-24.

23 августа 1996 года он стал заслуженным летчиком-испытателем Российской Федерации, а в 1997-м уволился в запас.

Ныне один из пилотов программы «Буран», кавалер ордена Красной Звезды, ордена Мужества и многих медалей, полковник в отставке Валерий Максименко живет в Ахтубинске.

***
фото: Валерий Максименко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта