Опросы без ответов
Как-то так сложилось, что заседания городской комиссии по топонимике (ну неохота мне писать каждый раз: «комиссия по присвоению наименований и переименованию улиц, площадей, иных территорий города Тюмени», ведь все и так понимают, о чем идет речь) — одно из самых нескучных официальных мероприятий, которые я знаю.
До рукоприкладства, конечно, дело не доходит, но каждый из членов комиссии выкладывает все, что на душе есть. И я всякий раз изумляюсь олимпийскому спокойствию председательствующей Ларисы Теплоуховой и ее умению воспринимать реальность как таковую.
Похвалил председателя комиссии — можно переходить к существу вопроса. Очередное заседание (10 сентября с.г.) имело в повестке всего семь пунктов, но это не означает, что оно было тише других.
Нельзя в который раз изумиться неистощимости и изобретательности современников по человечеству (как порой любит представлять себя коллега Омельчук). Особенно, когда эти современники ведут застройку очередного городского микрорайона и им хочется придумать для своего продукта (они же предполагают продать построенные ими дома!) имечко покрасивше или позаковыристее. Вот и строительная организация «ЭНКО ГРУПП» в третий, кажется, раз пытается утвердить название застраиваемого ею то ли микрорайона, то ли района (в разных бумагах территория формулируется по-разному) — Преображенский. Красиво! Но что имеется в виду? Праздник Преображения (в русской народной традиции — Второй, или яблочный Спас)? Или первый из петровских потешных полков, с которых начинается история российской регулярной армии? Пояснений нет. А только — просим рассмотреть. Отказать — неловко. Утвердить — тоже довольно зыбко. А ЭНКО настаивает. Калининская управа «не возражает». С учетом, разумеется, «мнения общественности».
Вот тут и взяло меня сомнение. Нескромно причисляя себя к общественности, не смог припомнить, чтобы кто-то загодя поинтересовался моим мнением. А мнением остальных?
И тут вылез из бумажек, в которых перманентно повторяется это самое «с учетом мнения общественности», вопрос: есть ли ответы на обращенную к народонаселению всего города либо отдельно взятого микрорайона, квартала, переулка, наконец, просьбу -высказаться относительно предполагаемого наименования-переименования. И выяснилось странное.
Обращения к общественности регулярно публикуются, но ответов на них нет. Народ безмолвствует! А заинтересованные лица, полагая, что «молчание — знак согласия», недрогнувшей рукой вписывают в очередной документ нетленное: «с учетом мнения общественности»…
Конечно, есть вопросы и к общественности. Может, хватит бурчать в блогах и на кухнях? Пора высказываться. А с другой стороны, отчего не договориться, что считать опросом? Кому он должен быть адресован — всему свету или конкретному фрагменту городской территории? Непосредственно жителям проезда Гимнастического в поселке Березняковском, пожелавшим переменить труднопроизносимое, с их точки зрения, название на более легкое — проезд Лучников? Или всем 680 тысячам тюменцев? Короче, есть над чем подумать. Потому что искать в ходе заседания комиссии ответы на вопросы, тут же и возникающие, трудно. А порой даже невозможно. Так и я затруднился, что сказать Ларисе Зельмухановне, спросившей: как проводить эти «опросы общественности»? И сейчас размышляю, надеюсь, уже вместе с читателем.
А теперь вернемся снова к бурному потоку сентябрьского заседания комиссии. Был там один приятный момент, когда спонтанный мозговой штурм принес плоды. Жители Большого Тараскуля (если кто не знает, напомню — это городская территория) сообщают, что свыше десятка домов поселка, где расположен детский санаторий, имеют нумерацию, но не имеют улицы. И попросили дать им имя улицы — либо Оздоровительная, либо Детства. Но тогда возмутился член комиссии профессор Кружинов (видно, резануло ему слух слово «Оздоровительная») и сказал, что в истории Тюмени никак не увековечено имя знаменитого сто лет тому назад врача и городского головы Никольского. На что другой член комиссии не то согласился, не то возразил, что был еще один врач, более близкий Тараскулю, чем Никольский. Это доктор Валерий Шанаурин, много лет возглавлявший санаторий «Тарас-куль».
К чему этот последний пассаж? А к тому, что в поисках новых названий мы нередко погружаемся в лингвистические дебри, вместо того, чтобы просто вспомнить замечательных людей, которые совсем недавно были рядом с нами.