Если завтра война?
Спектакль с коротким и страшным названием «Война», показ которого состоится 26 и 27 сентября в филармонии, произвел Фурор на международном театральном фестивале в Эдинбурге. Причем не когда-то давно, а 9 августа этого года.
Это тот самый эксклюзивный случай, когда не надо выезжать из Тюмени, чтобы увидеть и услышать нечто, что заслужило международное признание и всеобщий интерес. Привезти «Войну» стало возможно благодаря усилиям правительства Тюменской области, концертно-театрального объединения, организаторам международного театрального фестиваля имени Чехова и его регионального общественного фонда поддержки. Вот сколько людей и их труда потребовалось, чтобы мы смогли увидеть постановку. Гастроли и переезды сегодня — дело для одной труппы почти неподъемное.
Постановка посвящена столетию начала Первой мировой войны, повлиявшей на судьбы многих стран и поколений. Режиссер Владимир Панков видит свою задачу в том, чтобы раскрыть тему неоправданной и бессмысленной гибели человека на войне.
Музыкальный спектакль «Война», как мозаика, состоит из коллажей, посвященных теме предательства и дружбы на войне, чувству матери, ожидающей сына, роли женщины в Первой мировой, теме искусства как исцеляющего и гармонизирующего начала мироздания…
В основу инсценировки-либретто спектакля (автор — Ирина Лычагина) положены роман Ричарда Олдингтона «Смерть героя», «Записки кавалериста» Николая Гумилева, а также тексты гомеровской «Илиады». Музыкальная партитура спектакля представляет собой полотно из разных музыкальных стилей. Композитор Артем Ким и музыкальный руководитель Сергей Родюков написали оригинальную музыку к спектаклю.
«Что, если завтра война?» — этот вопрос рождественским вечером уходящего 1913-го года обсуждают молодые интеллигенты, живущие в Париже. Все они увлечены творчеством: рисуют, пишут музыку и стихи. Саму войну художники тоже поэтизируют, называя ее «очистительным пожаром», сжигающим все косное и устаревшее. Они еще не догадываются, что наступающий 1914-й принесет этот пожар в их дома.
— Вечная история, которая была описана еще Гомером в Илиаде и не потеряла актуальности даже сегодня, — говорит народный артист России Игорь Ясулович. — И, к сожалению, начинаешь думать: когда поумнеет человечество, когда это произойдет?
Герои, которых потом причислят к «потерянному поколению», встречаются в госпитале ближе к концу войны. Каждый уже утратил иллюзии, совсем по-другому смотрит на то, что произошло.
«Вообще я зрителю рекомендовал бы более ассоциативно смотреть этот спектакль, более чувственнее, — говорит режиссер, художественный руководитель студии «SounDrama» Владимир Панков. -Благодаря нашему композитору Киму спектакль «говорит» открытым музыкальным языком».
Вот, что написали шотландские СМИ о постановке:
«Режиссер Владимир Панков назвал этот шокирующий и в техническом отношении невероятный спектакль оперой с речитативом. Труппа Панкова « SounDrama» создала панорамное военное полотно из звуков, света, энергичной игры актеров, действующих как единый ансамбль, хрипящего джаза, раскачивающихся люстр и блестяще реанимированных старых приемов: поднимаемых в воздух ветродуем газетных листов, висячих призраков. <...>
До этого я никогда не сталкивался с такими стерео-эффектами или с такой музыкой, в которой выражена вся ужасающая красота войны. Это выступление запомнится как одно из самых ярких событий международного фестиваля».
Или: «Зрительный ряд спектакля по мощи воздействия сопоставим с рядом звуковым. Актеры парят в воздухе, подобно падшим ангелам, или безжизненно болтаются, как мертвые тела, в сценах, где мы узнаем историю Джорджа -типичного представителя «потерянного поколения», сломанного ужасами окопного быта и мировой бойни. История о романтических представлениях героя, разрушающихся при столкновении с ужасными реалиями войны, включающими газовую атаку, правдива и симптоматична. Трехминутная пауза в середине спектакля лишь усиливает напряженность действия».
***
фото: Сцена из спектакля «Война».