Музыка родного языка
Оказалось, что гусляр — специализация довольно редкая. Вот уж не знаю почему. Может, гусли сегодня кажутся уж очень архаичным инструментом?
Впрочем, стоило попасть в колледж искусств на концерт Павла Лукоянова, как почти вся архаика испарилась. Дело даже не в том, что музыкант как-то по-особенному импровизирует на своих гуслях звончатых, современно, а в том, как свободно льется его музыка. Струится, как ручей, дышит, как ветер. Она естественна, как родной язык.
Если вспомнить, что молодой музыкант (ему 32 года) продолжает традицию стародавних гусляров, то понятна естественность его музыки. Ведь гусляры, как правило, не только (а порой не столько) играли инструментальную музыку, но и аккомпанировали собственному рассказу, который адаптировался под аудиторию. Это обуславливало весьма высокие требования к гибкости исполнителя, к его способности быть в музыке свободным, незашоренным, открытым спонтанным влияниям.
Уже позже, когда древний инструмент стал превращаться в экзотическую составляющую реконструкций самого разного толка, его удивительная функциональность стала, к сожалению, понемногу забываться.
И вот — будто заново родились гусли. Для меня — слушателя, конечно.
Лукоянов на сцене колледжа был не один: ансамбль «Ваталинка» и певица Наталья Малаенко довершали народную музыкальную картину.
… Итак, гусли — один из самых древних народных инструментов. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них гусли — «совокупность струн». По другой «гусль» — «гудеть» (гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн).
А иногда слово «гусли» упоминается для обозначения инструментов вообще или для обозначения струнных инструментов (в отличие от духовых и ударных). На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович; в «Слове о полку Игореве» есть гусляр-сказитель Боян.
Гусляра Лукоянова в Тюмень пригласили не только ради того, чтобы на него посмотрели учащиеся, а мы вспомнили: старинный, как сам славянский эпос, инструмент не так-то прост. Чтобы играть на нем, как Павел, необходимы и талант, и страсть к музыке, и усидчивость над инструментом. Сольный репертуар Павла — это множество произведений разных стилей и жанров от старинной музыки до музыкального авангарда. В программах Лукоянова, причудливо переплетаясь, звучат классика и джаз, старинные былины и постмодернистские опусы, традиционные наигрыши и эстрадные мелодии, этно и фолк музыка.
Гусляр же, как мы помним, специализация среди музыкантов редкая. Поэтому на Лукоянова у колледжа — большие планы. Во-первых, свозить музыканта в Ялуторовск с концертом. Во-вторых, пригласить для нескольких уроков нашим тюменским гуслярам. В-третьих, хорошо бы одного из учащихся сделать полноценным учеником Лукоянова, чтобы мог в дальнейшем обучать молодежь в колледже.
Из этого наверняка сбудется концерт в Ялуторовске. Но, кто знает? Вдруг приезд известного музыканта — это начало возрождения в нашем городе старинной специальности «гусляр»?
***
фото: Павел Лукоянов и ансамбль «Ваталинка» на сцене колледжа искусств.;Павел Лукоянов и ансамбль «Ваталинка» на сцене колледжа искусств.