Дом как машина для жилья
Осень — всегда время обострения отношений между жильцами многоквартирных домов и управляющими компаниями.
Самой горячей темой для дискуссий становится подготовка жилого фонда к зиме. Если летом все ждут, когда включат, после опрессовки, горячую воду, то к осени технологические инженерные работы на тепловых сетях, в основном, заканчиваются, и дома остаются один на один с управляющими компаниями.
Мы, городские жители, никак не привыкнем, что даже в городе-миллионнике надо жить по старому крестьянскому принципу: готовь сани летом. Более того, с поправкой на стремительный бег времени начинать думать о следующей зиме надо весной, а еще лучше — предыдущей осенью, когда начинает рассматриваться и утверждаться бюджет как городской, так и региональный.
Любое домохозяйство можно назвать крепким, если оно работает как хорошо отлаженный механизм. А если таких микродомохозяйств в одном месте собирается до сотни и больше, и они составляют многоквартирный дом, то это уже не простенький механизм, а такой, например, как автомобиль.
Сравнение нашей недвижимости с движимым имуществом вполне корректное. То и другое может быть как в частной собственности, так и в муниципальной. То и другое требует затрат на поддержание своей работоспособности. Причем, чем больше собственников и чем выше возраст имущества, тем риски больше. Эти аксиомы подтвердит любой автомобилист. А если учесть то, что большинство из нас живет в домах еще советской эпохи или, выражаясь языком автолюбителей, ездит на «ведрах с болтами», то всем нам можно только посочувствовать.
И ведь не скажешь: «Не хочу ездить на такой развалюхе, хочу — на иномарке». Какую собственность приватизировал, той и владеешь. Можно, конечно, от нее отказаться, и процесс расприватизации уже идет. Если продолжить сравнение, некоторые хотят пересесть на автобусы — ни забот, ни хлопот, за тебя все решают. Правда, и свободы при этом немного.
Понять, что все мы — собственники тех домов, в которых живем, нам трудно. Во-первых, действует инерция советской психологии — все вокруг общее, но не мое. А во-вторых, пока эти права собственников больше декларированы, чем реализуются в реальности. Видимости публичности многие чиновничьи структуры уже научились добиваться. И «делают вид» они не только из своей вредности.
Всеобщей активности граждан и юридической грамотности пока не наблюдается. Чаще всего встречается народный хаос, неумение вести диалог, выслушивать чужую точку зрения и договариваться. Работать в такой аморфной среде, с одной стороны, удобно, с другой — чрезвычайно тяжело. Поэтому точка зрения чиновников типа: я так решил, значит, так и будет! А что остается делать руководителю, когда общее собрание жильцов не может прийти к единому мнению? Ждать, когда это мнение появится? А работать когда?
Вернемся к подготовке жилого фонда к зиме. Главным камнем преткновения сейчас становится замена инженерных сетей и водоподогревателей. За чьи деньги она должна производиться? Хочется, конечно, ответить, что за средства управляющей компании. Не лишен и логики вопрос: «А почему мы, жители, должны за это платить, когда дому уже сто лет в обед, он давно разваливается и ни разу не ремонтировался?» Еще хуже дело обстоит, если инженерное оборудование, которое считается общедомовой собственностью, вышло из строя по причине чьей-то халатности, недосмотра, а тем более, форс-мажорных обстоятельств. Кто ответственен тогда за такую замену?
Как это ни грустно констатировать, но государство постепенно снимает с себя эту ответственность. Насколько оно при этом неправо? Квартиры ведь у нас приватизированы, значит, собственность эта наша.
Да, «машины для жилья» нам достались не новенькие. И двери у них плохо закрываются, и окна не держат тепла, и корпус проржавел. Спасибо, еще не разваливаются совсем. Пока есть еще что в этом нашем общем корабле латать — латают. Раньше это делали бесплатно, а теперь из ловушки приватизации нам не выбраться. Назвался собственником — выворачивай карман. А не хочешь платить лишнее — знай свои права и умей их защищать.