Об использовании труда военнопленных…
5 сентября 1914 года состоялось чрезвычайное заседание Тюменской городской Думы, посвященное предложению тобольского губернатора А.А. Станкевича об использовании труда военнопленных на общественных работах.
По распоряжению правительства военнопленные могли принудительно привлекаться бесплатно к казенным и общественным работам. Губернатор предложил выяснить перечень этих работ и необходимое для них число рабочих рук.
Вопрос был тщательно проработан городской управой, и на ознакомление гласным представлен следующий перечень работ в городском хозяйстве: устройство защитного земляного вала от наводнения за рекой с устройством спускных канав для снеговой и дождевой воды; устройство в Затюменской части города защитного вала от снеговой воды; чистка водосточных канав в городе; ремонт городских дорог и улиц; устройство земляной насыпи через овраг по Московскому тракту; устройство земляной насыпи вблизи железнодорожного переезда; ремонт подъездов к мостам по Туринскому тракту; устройство плотинки на речке Бабарынке для водопоя скота; распиловка городских дров; вырубка сухостойных деревьев в городских рощах.
Всего к этим работам можно было бы привлечь около 1500 военнопленных.
При этом члены управы обратили внимание собравшихся на то, что земляные работы по местным климатическим условиям необходимо было проводить в самое короткое время и не откладывать до поздней осени. Работы велись вручную, а значит, городу нужно было приобрести необходимые инструменты в достаточном количестве.
В процессе обмена мнениями гласный Н.И. Ядрышников отметил, что нагорный берег реки Туры постоянно размывался и угрожал обвалом многим зданиям. В городской Думе вопрос об укреплении этого берега поднимался неоднократно, но всякий раз откладывался из-за недостатка средств. Использование труда военнопленных — удобный случай приступить к работам. Даровая рабочая сила помогла бы значительно сэкономить городские финансы. В перечень указанных управой работ вполне можно было бы включить и этот пункт.
Городской голова П.И. Никольский сообщил присутствовавшим, что укрепление берега было довольно сложным, и проекта на его выполнение у управы не было. Кроме того, эти работы требовали значительных денежных затрат, необходимых для закупки различных строительных материалов. Для забивки свай требовалось большое количество леса, которого опять же не было. При тех расходах, которые город нес по случаю войны, сверхсметные траты были просто недопустимы.
С одной стороны, война вызвала чрезвычайного характера расходы, она же сократила и число поступавших текущих доходов.
Части из них город лишился ввиду запрещения торговли крепкими напитками, а также недобора по арендной плате за землю. Городской управе следовало бы использовать труд военнопленных лишь там, где не требовалось навыка и «искусства исполнителей» и главное — больших средств.
Гласный Н.И. Беседных добавил, что работы по укреплению берега, как входившего в район бичевника, должны были проводиться с разрешения Томского округа путей сообщения, а это требовало определенной переписки и времени.
Ввиду сложности вопрос оставили открытым и передали для разработки в особо избранную подготовительную комиссию в составе гласных Н.И. Беседных, Д.Г. Войнова, Г.Е. Иванова, К.А. Плишкина, К.П. Чакина и А.И. Шитоева. Принимая окончательное решение, Дума постановила передать перечень намеченных городской управой работ губернатору. Вопрос об укреплении нагорного берега реки Туры передать для разработки в подготовительную комиссию.
Следующий вопрос касался расквартирования казарменным способом в городе Тюмени 6000 военнопленных нижних чинов и 60 офицеров.
Городская управа в совместных действиях с Тюменским уездным воинским начальником и председателем тюменского распорядительного комитета приблизительно наметили следующие здания: полковые казармы; здание кожевенного завода В.А. Собенникова; бывшую казарму конно-охотничьей команды; ночлежный дом, старые и новые переселенческие бараки, предоставленные переселенческим Ведомством под военные нужды. Всего в этих помещениях могло бы разместиться 4060 человек. Остальную часть военнопленных (2000 человек) предложено было поместить на Жабынском заводе. С владельцами завода велись переговоры о приспособлении заводского здания под жилые помещения. Под размещение больных военнопленных планировалось занять Народный дом.
По правилам Устава о земских повинностях «за каждого чина город получит плату в размере 6 рублей в год, а на отопление и освещение казарм за семь зимних месяцев еще полагался 1 рубль 50 копеек за пленного».
Говорить о доходах за счет военнопленных было довольно сложно, поскольку город для приспособления помещений (устройство полов, нар, столов), приобретения ведер, котлов, расширения хлебопекарни вынужден был истратить около 10 000 рублей. Временно до получения правительственного займа расходы придется производить из общих городских средств.
Дума постановила: одобрить предложения городской управы по расквартированию военнопленных с предоставлением ей права, по своему усмотрению и обстоятельствам, изменять и дополнять их с условием соблюдения максимальных для города выгод.
Н. Л. Галян — главный специалист отдела использования и публикации документов государственного архива Тюменской области