X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Классика на грани фола

То ли спектакль, то ли варьете. То ли шутят авторы, то ли через высмеивание показывают невеселую правду жизни…

В этой жизни бюрократическая машина действует лучше всех других, взрослые черствы, смешны и жадны, а молодые — трогательно наивны и романтичны. Такую картину мы видим на сцене драматического театра в спектакле «Доходное место» — первой премьере нового сезона.

История у постановки довольно длинная, мы подробно со слов режиссера, лауреата государственной премии РФ Геннадия Тростянецкого о ней уже рассказывали. Правда, в детали работы над инсценировкой двух пьес («Доходное место» Островского и «Дело» Сухово-Кобылина) Геннадий Рафаилович не вдавался. Хотя, безусловно, знает о каждой написанной ее строке, ведь инсценировка — дело рук его самого и петербургского писателя Елены Чижовой. Соединение двух пьес разных авторов — один из ключевых моментов спектакля.

«Доходное место» Александр Николаевич Островский пишет в 1857 году. Цензура запрещает постановку, и шесть лет пьеса лежит без дела. Затем ее, наконец, играют на сцене Александринского театра. Однако это не последний раз, когда «Доходное место» не пропускает цензура.

Катя Христозова

Ситуация повторилась через 110 лет: спектакль пытался поставить Марк Захаров в московском Театре сатиры с Андреем Мироновым в главной роли. После премьеры постановка со скандалом была снята с репертуара.

Такая же сложная судьба у пьесы Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Дело», написанной в 1861 году. Она долго была запрещена к постановке из-за резко отрицательного изображения чиновничьего мира. Пьеса была впервые напечатана за границей; в русской же печати появилась лишь через восемь лет после написания, впервые поставлена на сцене Александринского театра через 21 год в значительно сокращенном цензурой виде.

Идея соединить две знаменитые пьесы в одну принадлежит режиссеру Геннадию Тростянецкому. Из «Доходного места» авторы взяли историю молодого человека Василия Жадова, его радости и горести, его любовь и потрясения. А пьеса «Дело» привнесла в спектакль чиновничьи будни и праздники, работу огромной бюрократической машины.

Симбиоз двух пьес с похожими судьбами у авторов получился практически бесшовным. Если первые полчаса я еще настороженно всматривалась в персонажей и угадывала, кто из них откуда и как в инсценировке переменился, то остальное время уже вместе с остальными немногочисленными зрителями (на прогон, как правило, не собирают полный зал, все же это репетиция, хоть и генеральная) смеялась и наблюдала, как изменилась игра актеров нашего театра, для которых Геннадий Тростянецкий провел ни один капустник и мастер-класс.

Катя Христозова

Некоторые зрители потом скажут, что настолько привыкли к нашим артистам, что, как Станиславский, не верят. Мол, и топают они, и кричат со сцены. Не знаю, мне показалось, что и топот, и крики в «Доходном месте» на своем, простите, месте. В жанре комедии (а спектакль к нему близок) все это не только простительно, но в некоторых сценах — насущно. Особенно если они так напоминают легкий и смешной жанр варьете, как в эпизоде сватовства Жадова (Егор Медведев) и Белогубова (Дмитрий Куклев) к дочерям Фелисаты Герасимовны (Елена Махнева в этой роли бесподобна). Шуточки на грани фола, ужимки невест, собачий восторг женихов, то ли танцы, то ли клоунада.

На генеральной репетиции играли одним составом, тем, где роль Вышневского Аристарха Владимирыча исполняет Владимир Обрезков, а его супруги Анны -Кристина Тихонова, художественный руководитель театра, которую в качестве актрисы увидишь не часто. А посмотреть стоит. Тростянецкий говорит, что спектакль с одним актерским составом -один, а с другим — несколько иной. Ничего удивительного, я больше скажу: даже с одним составом спектакль не играется одинаково дважды.

Вообще, очень хочется напророчить «Доходному месту» успех одного из любимейших тюменцами спектаклей — «Ревизор». А еще хочется прочесть инсценировку Чижовой и Тростянецкого — как литературу. Может, со временем это станет возможно?

***
фото: Влюбленные Василий Жадов (Егор Медведев) и Полина (Евгения Казакова);Чиновник Аким Юсов (Константин Антипин);Чиновники департамента.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта