Комфорт важнее для живых?
На Текутьевском кладбище с корнем выворотило несколько огромных тополей.
Оценить возраст исполинов никто не берется: то ли считать с конца XIX века, то ли с первой половины двадцатого. И в том, и в другом случае деревьям уже очень много лет.
Стволы за это время стали если не в два, то в полтора обхвата толщиной. А без соответствующего ухода (его и в городе недостаточно, а тем более — на кладбище) мягкая древесина этой породы начинает гнить: стволу трудно удерживать тяжесть ветвей и листьев (именно большой площадью листа тополь хорош), и он переламывается. Иногда пополам, иногда — почти у основания. При сильных порывах ветра (штормовые предупреждения с начала года были не раз) тополь становится хрупким, как спичка.
Падение такого гиганта где-нибудь в густонаселенном районе могло бы натворить много бед, но и на кладбище есть свои пострадавшие. Вид смятых металлических оградок или разлетевшихся на куски каменных надгробий производит впечатление не менее сильное, чем вид города после бомбежки.
— Мы предлагали убрать с территории кладбища старые тополя, -говорит Александр Сеитков, директор муниципального учреждения «Некрополь», — но экологи оказались против. Они считают, что годы жизни деревьев можно продлить, если начать лечение. Но что тут лечить, когда кора растрескалась, стволы поразил грибок, на некоторых образовались дупла? Лечи — не лечи, век тополя не бесконечен.
Деревья, конечно, жаль. Легкие города — парк Гагарина или Гилевская роща — далеко, а на зеленые насаждения в центре идет массированное наступление по всем фронтам. Тем, кто похоронен, конечно, все равно… Но ловишь себя на том, что почему-то стыдно смотреть на поврежденные могилы. Что-то есть в этой разрухе неправильное. Кто ушел, претензий не предъявит, правда, за нынешнее действие или бездействие могут спросить те, кто придет потом.
— Здесь бы привести все в порядок, земельки подсыпать, дорожки выровнять, сухостой и старые деревья убрать, — говорит Александр Сеитков. — Идея благоустройства Текутьевского кладбища так хорошо начиналась, заказали и разработали проектно-сметную документацию, но на том все и остановилось. А нам без помощи бюджета с таким объемом работ не справиться. Мы все-таки учреждение по вопросам похоронного дела, а не лесорубы. Обидно за тех, кто в проект поверил и начал восстанавливать памятники на могилках.
За последние два года новых и отреставрированных надгробий на Текутьевском появилось около семи десятков. И пока только чудом их не повредили свалившиеся деревья. Например, два года назад в нашей газете мы рассказывали о тюменке Галине Литовка, которая благодаря помощи известного тюменского историка, краеведа и публициста Валерия Чупина выяснила, что могила ее деда — купца Владимира Аверкиева, а также жены его родного брата Марии Копыловой находится на Текутьевском кладбище.
На тот момент семейный погост Аверкиевых находился в ужасном состоянии: три старинных надгробных памятника, вырезанных из цельного куска мрамора, были разбиты, куски разбросаны. Тогда Галина Степановна, нисколько не сомневаясь, пошла в банк и взяла кредит в 130 тысяч рублей для реставрации фамильных надгробий. «Пусть я четыре года буду жить в долг, но я не могла поступить иначе», — говорила она. Надгробия, действительно, восстановили. Но в этом году огромный тополь, который рос всего в метре от могилки, вывернуло с корнем. Если бы он упал в другую сторону, все усилия пошли бы прахом.
Подобная ситуация рядом. Тополь высотой с многоэтажный дом переломился у основания и снес бы все на своем пути, но удар на себя принял металлический обелиск (подобные раньше ставили ветеранам Великой Отечественной войны). Верхушка металлической конструкции вошла в упавший ствол, как нож в масло.
… Конечно, в нынешних условиях в бюджете вряд ли найдется 221 миллион рублей, который, согласно проектно-сметной документации, необходим на благоустройство Текутьевского кладбища. Реализацию проекта временно приостановили. Но чем дальше мы удаляемся от тех благих намерений, тем меньшей кажется вероятность их осуществления. Не только из-за отсутствия бюджетного финансирования — деньги на благоустройство выделяются немалые. Но, может быть, приоритеты меняются? Трудно поспорить с тем, что комфорт важнее для живых. Трудно поспорить, хотя почему-то все-таки хочется.
***
фото: Упавшее дерево и памятник;Александр Сеитков у одного из надгробий;Погост Авериных-Копыловых.