Намочить тест-полоску?
Наша область первой ввела тестирование на наркотики в школах и вузах. И если 2012 год характеризовался всего одним официальным отказом «пописать в баночку», то в 2013 году нежелающих сдавать тесты было уже одиннадцать. Что будет в этот раз?
Противостояние между студентами и руководством университета показало, что добровольность мероприятия, о которой так много говорилось прежде, вещь очень условная.
Тем не менее, в этом учебном году тесты на наркотики предложат сдать студентам и школьникам уже по всей стране — процедура одобрена на федеральном уровне. Неудивительно, что тема тестирования вновь стала актуальна в молодежной среде. В основном, обсуждения такого рода можно встретить на страничках в социальных сетях.
«Мне 18 лет и я водитель автомобиля, — пишет юноша, назвавшийся Максимом, студентом второго курса. — Инспектор ДПС может отправить меня делать тест на наркотики, только если на то есть серьезные причины: я не могу пройти по прямой линии или с закрытыми глазами промахиваюсь пальцем мимо кончика носа. Если инспектор отправит меня в наркологический диспансер просто потому, что ему так захотелось, а тест подтвердит, что я ничего незаконного не употреблял, инспектора накажут. Но в институте настаивают, чтобы я сдавал анализы, не имея никаких оснований подозревать меня в наркомании. Получается, что как автовладелец я имею больше прав на непредвзятое отношение, чем как студент вуза? Мне одному такая логика кажется странной?»
На стороне Максима, похоже, около трети тюменских студентов. По результатам мониторинга, проведенного на днях молодежным пресс-центром «Стрижи», всего 33,3 процента опрошенных юношей и девушек относятся к тестированию на употребление наркотиков положительно и считают его личным вкладом в борьбу с наркоманией. При этом 27,3 процента — резко против и считают, что это ущемляет их права. А еще 28,3 процента отметили, что подчиняются против своей воли, потому что этого требует руководство вуза.
Если почитать другие высказывания школьников и студентов в социальных сетях, становится понятно, что откровенное недоверие со стороны взрослых оскорбляет молодежь гораздо сильнее, чем сама по себе необходимость мочиться в баночку. Новое поколение полагает, что поколение предыдущее при помощи теста заставляет их оправдываться. Как говорится, доказывать, что ты не верблюд.
А вот Маргарита Мальцан, директор областного центра профилактики и реабилитации, смотрит на ситуацию иначе.
— Перед тестированием в школах и вузах проводят так называемый первый этап — разъяснительную работу, — говорит Мальцан. — Он должен охватывать всех учащихся, это порядка ста тысяч человек, но, как видно, некоторые «выпадают». Я не знаю, чем еще можно объяснить такое негативное отношение к тесту на наркотики. Только тем, что просветительские мероприятия недовольных не коснулись. Иначе они бы знали, что выявление наркопотребителей — не единственная цель тестирования. Оно проводится, прежде всего, чтобы сформировать антинаркотические установки в молодежной и подростковой среде. Так же, как многочисленные физкультурные мероприятия призваны сформировать антипатию к употреблению алкоголя и никотина.
По словам Айнур Войтович, начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН, негативное отношение школьников и студентов к тесту — это проявление юношеского максимализма.
— Пописать в баночку почему-то считается зазорным, но ведь другие медицинские манипуляции их не смущают, — говорит Войтович. — Они не отказываются делать флюорографию и ходить на медицинские осмотры. Здесь тоже идет речь о здоровье. Наркомания официально признана болезнью.
… От себя добавлю, что специалисты, работающие в сфере профилактики наркомании, наверное, правы. Есть в сопротивлении молодых и максимализм, и нежелание прислушаться к старшим. Вот только. На мой взгляд, тесты на наркотики если и формируют в молодежи какую-то антипатию, то пока это антипатия не к наркотикам. Это антипатия к тем, кто пытается достичь искомой, хотя и благой цели, но — силой.