X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Актерский бенефис на бис

Было весело и очень дружелюбно! Будь я великим молчальником, крайне скупым на слова, ограничился бы только этим. Но журналист, не владеющий словом, обречен жить впроголодь, как актер, которому показали на дверь.

… Вот сразу я и вошел в юбилейный премьерный спектакль, шагнул на сцену, хоть туда никто и не звал. Шагнул, разумеется, мысленно — сидел-то я в последнем ряду. И поначалу, по причине царившей на улице духоты и последствий своего стремительного марш-броска от моста Влюбленных до центра татарской культуры на улице Щербакова (чуть-чуть опаздывал), был слегка вялым.

Но вот что делают с нами эти актеры, разыгрывающие водевиль! Будят, смешат, лезут под кожу и заставляют хохотать. Сам я смеялся очень сдержанно (отвык, что ли?), а вот более молодая публика не стеснялась своих эмоций и веселилась заразительно. Было от чего! Нам показывали пьесу-шутку Петра Григорьева «Дочь русского актера» с бенефициантом в главной роли — Юрием Хозяиновым, которому в это воскресенье, 24 августа, исполнилось 60.

Будь я прапорщиком Акакием Ушицей (но не отставным, как в означенном спектакле, а кадровым военным), то немедленно бы ходатайствовал о призыве на службу актера Михайлу Лисичкина. Вылитый гренадер! Пусть постарше остальных, зато идеальный правофланговый «на первой-второй рассчитайсь!»

Если же выразиться чуть понятнее, то только сейчас, в этом зале (кстати, прохладном и уютном), ваш покорный слуга по-настоящему оценил рост и стать самодеятельного актера Хозяинова. Пусть и знаю его много лет. Примелькался, наверное… А тут выходит старый знакомый на сцену — и ты вдруг ощущаешь с чувством маленького шока: а ведь матерый человечище, с харизмой!

Как говорят? Хорошего человека никогда не бывает много. Истинно про Михайлу Васильевича… то есть, конечно, Юрия Семеновича. Я, кстати, если б пропустил пару рюмок той наливки, что распивали в доме Колмогоровых еще до начала спектакля (то была сценка «Пуск мельзавода», где юбиляр сыграл Андрея Ивановича Текутьева), то точно бы спутал, кто есть кто на сцене. Но ваш корреспондент был идеально трезв. И потому мог наслаждаться происходящим безо всякой дремы, смаковать игру самодеятельных актеров, не обращая внимания на помарки или иногда невнятную дикцию, — люди-то играют в свое удовольствие и для нашего доброго развлечения!

Покоряет причудливое смешение поколений в народном театре. Уморительный Ущица с бутафорскими медалями на груди — с виду очень хрупкий, но подвижный, блестяще импровизирующий Геннадий Велижанин. И кто скажет, что ему 74 года?! Браво!

Очень старались и были достойными партнершами старших товарищей Татьяна Шумейко (та самая «дочь русского актера», Лисичкина-младшая) и дебютантка Наталья Шаманенко (служанка Катерина). Татьяна, которую видел впервые, искусно перевоплощалась по ходу известного сюжета (помните, был такой знаменитый фильм «Ах, водевиль, водевиль…» с Галиной Беляевой?). Цыганка-гадалка, мальчик, приносящий любовное послание, сама нежная Верочка Лисичкина, мечтающая продолжить дело отца и стать настоящей актрисой… И все это невысокая, изящная, подвижная, как ртуть, Шумейко. Браво!

Но мы несколько забыли бенефицианта… Уже после спектакля я узнал от Юрия Семеновича, что он играл… себя самого, разве что не был никогда профессиональным актером. Но те образы в миниатюре из классических пьес, что мимоходом, с грустью отставника, показывает Лисичкин почтенной публике, — подлинные, хозяиновские. То, что он уже сыграл в народном театре за несколько лет. Кстати, в нашем разговоре, еще до воскресенья, Юрий Семенович не смог точно вспомнить, когда пришел в этот коллектив, переживавший тогда трудные времена. Нет, не о забывчивости это говорит, я уверен. Он просто сросся с театром, прикипел, стал своим, необходимым, нужным и важным — а время идет, и зачем возвращаться к началу, когда надо думать о настоящем и будущем. О премьерах, репетициях, костюмах, поездках, да мало ли еще о чем?

И настанет обязательно день, когда подрастет сынишка Вася (скоро ему исполнится три года) и станет полноправным зрителем спектаклей, где играет отец.

Так сколько лет Хозяинову на самом деле? Эта мысль внезапно посетила меня по ходу спектакля, где он словно фонтанировал эмоциями, был то мрачным, то взбешенным, то удивительно спокойным и мудрым. Лицедействовал и был самим собой… Да, это был настоящий бенефис. Бенефис на бис. И я просто забыл про духоту на улице, вечерний футбол и все остальное. Просто было весело и хорошо. Невольно почувствовал зависть к актерам. Потому что после студенческой поры в Свердловске 70-х годов, где мы пытались создавать серьезные, трудные вещи по рассказам Бабеля или произведениям братьев Стругацких и Брэдбери, театр почти совсем ушел из моей жизни. Я стал зрителем, да и то редким.

Юрий Семенович пошел дальше — зритель, каких поискать, из самых постоянных и преданных; театральный меценат; и, наконец, актер… После спектакля, когда настало время поздравлений, мы еще раз открыли для себя этого человека. Удивительного, как назвал его маэстро Антон Шароев. Антон Георгиевич, кстати, подарил Юрию Семеновичу диск с записью духовной оперы «Христос».

Тепло вспоминали свое сотрудничество с Хозяиновым заместитель директора театра «Ангажемент» Лариса Гордиенко, директор театра кукол Василий Пустыльников, заслуженный артист России Вениамин Панов, журналист Леонид Ткачук и другие гости. И, перефразируя классика марксизма-ленинизма, сегодня я мог бы сказать: «Важнейшим из всех искусств для нас является… искусство помогать». Вовремя и безо всякой корысти. Ибо поступить иначе ты просто не можешь… А добро всегда возвращается, озаряя твою жизнь, согревая сейчас и потом, в будущем. Жить среди друзей и единомышленников — счастливая доля.

И даже в этом меценатском участии Хозяинов был немного актером. Потому что придумывал. Об этом с добрым юмором рассказал поднявшийся на ту же сцену Леонид Ткачук. Для журналистских велопробегов по югу области предприниматель Хозяинов, торговавший спецодеждой, предложил костюмы, напоминавшие форму ГАИ. И все дальнобойщики, со смехом вспоминает Ткачук, стороной объезжали велосипедистов. Никаких происшествий, никаких травм. Так что спасибо и за это, уважаемый Юрий Семенович!

Друзья пришли на торжество. И проникновенно спел о них, друзьях, композитор Валерий Серебренников. Бенефис удался.

А еще были накрытые столы; пироги с грибами и без оных; беспроигрышная лотерея, где мне достались свечи для романтического вечера (но не на работе); и, конечно, вкуснейший текутьевский осетр, заявленный еще в сценке про мельзавод.

Царь-рыбу доедали уже вечером на футболе, куда, конечно же, юбиляр пришел с фотоаппаратом. Роль человека снимающего ему тоже очень подходит.

***
фото: Татьяна Шумейко и Юрий Хозяинов в премьерном спектакле «Дочь русского актера».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта