X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Дом для неслучайных людей

Мы стоим в траве перед домом N 3 по улице Госпаровской: художник и реставратор Наталья Косполова, фотокор Катя и я.

Рассматриваем обшарпанную, с потрескавшейся штукатуркой и проступающими под ней кирпичами стену — ту, что обращена к реке. Разительный контраст со стеной лицевой, сияющей новой кладкой, но… так и хочется попросить: не реставрируйте!

Подлатайте немного, «заморозьте», чтобы не рассыпалась, и оставьте старую штукатурку, у которой свое очарование, свой шероховатый голос, своя ценность.

И все вокруг — оставьте. Чтобы, как теперь, была трава, чтобы кричали чайки, с реки тянуло прохладной сыростью. А мы бы -пешком по старым железнодорожным путям, мимо потемневших от времени стен пакгаузов с табличками «Не курить!» — наследием деревянной Тюмени… Мимо конторы промышленника Ивана Игнатова, мимо станции Тура, дурея от запахов зелени и цветов, обжигаясь крапивой, изредка перебрасываясь словами, пешком по шпалам, по шпалам шли… куда? Я бы — в прошлое.

… В частный музей компании «Подводречстрой» (сегодня он называется историко-культурным центром «Царская пристань») журналисты заходят нередко. Здесь всегда какие-нибудь новости, которые и есть суть нашей профессии. Я представляю, как мы сюда не забегаем даже — залетаем, беглым взглядом окидываем старинную мебель, карты рек, чугунные колонны, буфеты. Как быстро задаем вопросы директору компании «Подводречстрой» Виктору Савченко и Наталье Косполовой, которая на общественных началах помогает в организации выставок и ведет экскурсии (сама, смеясь, говорит, что выполняет «черную работу»). Как, выслушав ответы, упаковываем камеры в кофры, на бегу к машине складываем блокноты в сумки.

Но не в этот раз — потому что лето, потому что зелень, потому что прохладно под сводчатыми арками бывшей конторы Игнатова, потому что столько всего в доме, что не перечесть и не прочесть за один раз, не увидеть. И все же, когда пора уезжать, мне, как в детстве, хочется сесть на пол и зареветь, что никуда не поеду и вот тут буду: спрячусь за старым, как сама история музыки, роялем «Шредер» — книжку читать. Или посижу у парадного входа в дом, где сложены извлеченные со дна Туры якоря и сваи деревянного еще моста. Поглажу здешних собак, запишу в блокнот, чтобы не забыть: привезти корм для кошки с котятами, которые раньше жили на чердаке, а теперь спустились по балкону и обитают прямо в музее.

Словом, права Наталья Косполова, когда говорит, что это место не просто открылось — вскрылось! Всей своей усадебной атмосферой, когда летом чай подают на веранде или во дворе, у розовых кустов. А из открытого окна, на котором колышется занавеска, доносятся звуки пианино или рояля. Оно вскрылось и стало притягивать людей. Не слишком многих пока, но зато — не случайных.

То зайдет девушка, приехавшая из Петербурга, известного своими музеями. То художник. То супружеская пара принесет в коллекцию музея пару чугунных утюгов и ступку с пестиком. Экспозицию вообще собирали всем миром — это уже общеизвестно. Приходят реставраторы, им, профессионалам, здесь есть на что взглянуть. Дети взбегают и спускаются по двум таким разным лестницам: одной старинной, внутри дома, другой уличной, новой, модерновой.

Катя Христозова

… Здание конторы Игнатова в советское время долго было заселено людьми. В небольшом двухэтажном особняке для удобства возвели перегородки (в одну из них замуровали две чугунные колонны). Из-за близости разливающейся каждый год реки вода вставала в доме до метра в высоту (точнее, в глубину, уподобляя первый этаж дну речному). Жители то и дело жаловались, просили их переселить, что, наконец, и произошло. О доме забыли.

Только в 1995 году бывшую контору Ивана Игнатова взялся восстанавливать Виктор Павлович Савченко, директор компании «Тюменьподводречстрой», которая купила здание в собственность. Понемногу восстановили.

Экспозиции можно условно поделить на две темы: события из жизни императора Николая II и история пароходства Обь-Иртышского речного бассейна. Что кому интереснее — решайте сами.

С приходом в музей Натальи Косполовой (это отдельная история!) появились выставки живописи и графики. Здесь эмоциональные портреты непрофессиональных художников, графика профессиональных. Здесь «неизвестный», а точнее, нигде раньше не показанный Вячеслав Сизов — серия эскизов настенных росписей «Времена года», найденных у художника Натальей Косполовой и выпрошенных в экспозицию.

Катя Христозова

— Знаете, Виктор Павлович Савченко как-то пришел к нам домой посмотреть старую мебель для музея, — рассказывает Наталья. -Мы разговорились, и я отправилась в музей вместе с ним, просто посмотреть. И осталась. Я увидела потенциал этого места, хорошо, что не слишком людного! Здесь все: история, экология, культура. И нет условных правил, как в государственных музеях, долгих отчетностей. Я не критикую, большой музей действительно без отчета держать в порядке трудно, но такой как этот обойдется без искусственности и условностей.

Зато не обойдется без взглядов и, что немаловажно, прикосновений. Все экспонаты можно трогать: книги, альбомы и журналы листать, старое дерево мебели гладить, взвешивать на ладони чугунную утварь, крышки роялей открывать и прикасаться к клавишам, слушая расстроенное звучание серебряных струн. Жаль, я не умею играть.

«Никуда отсюда не пойду, — думаю. Потом вспоминаю, что надо, надо. — Я еще приду, надолго приду, на целый день!»

***
фото: Интерьер музея;Колонны были замурованы в стене;Фортепиано «Шредер».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта