Автошкола должна учить
С 11 августа автошколы должны обучать по новой методике, утвержденной Минобразования.
В тюменских автошколах сейчас затишье. Летом традиционно количество курсантов снижается: студенты уезжают на каникулы, работающие — в отпуска. Но в этом году сезонный фактор совпал с изменениями в образовательной программе. Чтобы привести учебные планы в соответствие с новой методикой, опубликованной меньше месяца назад, школам требуется время. А приступить к занятиям по новым программам они смогут лишь после того, как согласуют их с ГИБДД. Так что сейчас, по закону, автошколы могут только доучивать уже набранные группы.
Главные вопросы, которые волнуют потенциальных курсантов, — что изменится в системе обучения, как это отразится на его стоимости? Ну, а всех без исключения волнует один — приведут ли эти изменения к улучшению ситуации на дорогах?
За комментариями я обратилась к заместителю генерального директора УПК «Автомобилист» Сергею Ташланову.
— Сергей Александрович, как в автошколах оценивают новую образовательную методику?
— Оценки могут быть разные -что-то устраивает, что-то не устраивает, но, на мой взгляд, правильно, что автошколам придали статус учреждений профессионального образования. Это должно сказаться на качестве подготовки водителей. Сегодня большинство автошкол не имеют ни автодромов, ни оборудованных классов, ни штатных инструкторов. Все временное, все — в аренду. И когда их курсанты приезжают сдавать экзамены к нам на автодром, порой за голову хватаешься, чем их учили и как таких водителей можно выпускать на дорогу?!
Что касается самой методики, то она рассчитана на более длительный период обучения. Увеличилось количество часов и по теории (со 106 до 134), и по практическому вождению (с 50 до 56). Но мы легко адаптировали свою программу под эти требования. Дело в том, что и до введения нового курса «психофизиологические качества водителя», в образовательной программе учитывалась психологическая подготовка будущих водителей, — в рамках «основ безопасного управления транспортным средством». У нас в штате есть профессиональный психолог, который читает эти лекции. Но, на мой взгляд, вряд ли увеличение часов на занятия по психологии улучшит качество вождения молодых водителей. К 18 годам у человека уже сформирован характер, и изменить его за полтора-два месяца занятий не удастся. Я считаю, что лучше было бы увеличить количество часов на изучение правил дорожного движения. И уж точно не стоило сокращать занятия на тренажере с шести часов до двух.
— Я впервые слышу о тренажере. В автошколе, где я училась, никаких тренажеров не было.
— Наши классы оборудованы и тренажерами, и интерактивными досками. Но это были необязательные требования, поэтому многие автошколы их просто игнорировали.
— Сейчас что-то изменится? Все школы должны будут приобрести необходимое оборудование?
— Контроль будет осуществлять ГИБДД. На автоинспекцию в этом смысле возложена большая ответственность. Параллельно с согласованием новых программ, она должна будет проверить автошколы на их соответствие новым требованиям. А эти требования обязывают иметь не только оборудованные классы, но и автомобили для практического вождения. Если автомобиль не является собственностью школы, он все равно должен стоять у нее на учете. И все автоинструкторы должны быть штатными сотрудниками, а не вольнонаемными индивидуальными предпринимателями, как это сейчас практикуется. Такой подход позволит повысить не только качество обучения молодых водителей, но и количество налоговых отчислений, сделать более прозрачной бухгалтерскую отчетность.
— Как все это отразится на стоимости обучения?
— Это больной вопрос. Могу только сказать, что если мы говорим о действительно качественной подготовке водителей, то стоимость обучения в автошколе даже по старой методике составляет примерно 25 тысяч рублей. По новой программе, мы подсчитали, сумма в пределах 35 тысяч. Здесь учтено содержание автодромов, затраты на топливо, зарплата инструкторов, налоги. Но когда речь заходит о ценах, о честной конкуренции, а не о демпинге, как сейчас, то ФАС почему-то реагирует на это отрицательно, обвиняя добросовестные автошколы чуть ли не в монопольном сговоре. Так что сейчас я бы не хотел называть какие-то цифры.
… После разговора с Сергеем Ташлановым, я позвонила в пресс-службу ГИБДД, чтобы узнать, готова ли автоинспекция к возложенным на нее обязанностям по контролю автошкол?
— У нас есть специалисты в регистрационно-экзаменационном отделении, которые этим занимались и будут заниматься, — объяснила начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения областного ГИБДД Анжела Борисова. — Сейчас они ждут от автошкол заявлений на согласование новых учебных программ. После того, как согласуют программы, проверят и соответствие требованиям. Но пока к нам поступило только одно заявление.