X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Энергетикам есть что вспомнить

Александр Афоненко всего на два года моложе Тюменской области. И большую часть жизни — 40 лет — он посвятил энергетике.

Мальчишкам, родившимся после войны, повезло — их отцов уже не забирали на войну, а матери не плакали ночами в подушку, получив похоронку, не надрывались, чтобы в одиночку поднять детей. Но простыми, благополучными, сытными те послевоенные годы тоже не назовешь. Малыши умирали от голода и болезней. Не обошла эта горестная участь и семью Афоненко из села Созоново. Из пяти детей выжили двое. Александр был младшим.

С малых лет отец приучал сыновей к топору и рубанку, хотя сам вернулся с войны без руки, многому ему пришлось учиться заново. Мальчишки росли толковыми, схватывали все с лету. Могли и гвоздь вбить, и домашнюю мебель сколотить. В трудные времена, когда денег, заработанных родителями в колхозе, не хватало, это очень выручало.

Кухонный стол с дверками, например, стоил 10 рублей. На них можно было вчетвером прожить несколько дней. Особенно соседи хвалили Сашкину работу, подкидывали новые заказы.

— С тех пор крутить, вертеть, мастерить что-нибудь по столярной части — стало для меня привычным, — вспоминает Александр Алексеевич.

Единственное, чего тогда опасался, — электричества. Не так много электроприборов было в деревне, да и отец тут был не помощник. Но недоступное, непонятное и опасное всегда манит. На эту стезю жизнь и стала его выводить.

Семья Афоненко переехала в Тюмень в начале 50-х. Город тогда мало чем отличался от деревни. Особенно район Лесобазы, в котором они поселились. Батя устроился конюхом, в настоящей карете, запряженной фронтовыми лошадьми с особым тавро на холках, возил на работу директора. Автомобили, даже у начальства, были большой роскошью, как и благоустроенные дома.

Семья жила в насыпушке, которую слепили из того, что было. Особых удобств в таких лачугах не было. Как и в школе, в которую они начали ходить с братом: уроки проводили в подсобных помещениях библиотеки. Только к старшим классам дети пошли в новенькую двухэтажную школу N 15.

— Любимыми для меня стали уроки физики, — вспоминает Александр Алексеевич. — Стал открывать недоступные до этого секреты напряжения, сопротивления, силы тока. Электрические и радиосхемы для мальчишек нашего времени были, наверное, увлекательней, чем для современных пацанов компьютерные игры.

… Потом была армия, служба в войсках ПВО. И после демобилизации в 1968 году сомнений в выборе профессии не осталось. Работать хотелось только на недавно пущенной в строй первой тюменской ТЭЦ.

…Тюменские энергетики отрапортовали в газетах о том, что станция вступила в строй 9 октября 1960 года. Хотя на самом деле это был лишь парадный отчет перед Москвой: энергоблоки, проработав всего два часа, были остановлены, слишком много выявилось недоделок. Только 17 ноября тюменская ТЭЦ-1 заработала по-настоящему.

… Трубы ТЭЦ были хорошо видны из окон дома, где жила семья Афоненко. Александр помнил, что на этом месте когда-то был большой, на несколько гектаров сад, с мальчишками они туда лазали за яблоками. Яблони были большие, стелющиеся, с крупными, сочными плодами. Как было не позариться? Даже сторож с берданкой, заряженной солью, — не помеха. А уж перемахнуть через обычный плетень, которым огородили территорию, и вовсе не составляло трудностей. Потом сад обнесли высоким бетонным забором, но простоял он недолго. Все деревья пошли под топор. Согласно розе ветров здесь оказалось самое удобное место для строительства теплоэлектроцентрали.

Первым начальником электроцеха ТЭЦ был Евгений Кириллов. Он хорошо помнит, как подписывал молодому Афоненко заявление о приеме на работу. Такие как Александр, демобилизованные, составляли костяк коллектива. Училась молодежь не по учебникам, а на практике. Каждого прикрепляли к наставнику, и месяца через три, если парень толковый и работящий, получали неплохого специалиста. Афоненко же и этого срока не понадобилось, ему сразу присвоили 2-й разряд.

— Спасибо Павлу Дмитриевичу, наставнику, — говорит Александр Алексеевич. — Таких как я, зеленых, у него в бригаде было шестеро. И всех он вывел в люди. Но на этом наша учеба не закончилась. Энергетика такая штука — в ней всю жизнь надо сдавать экзамены.

За 40 лет работы на станции Афоненко прошел путь от электрика до начальника цеха. Под его началом были кабельное хозяйство, ремонтные службы, связь, участки главной схемы, топливоподачи, высоковольтных испытаний, а потом и реконструкции, когда начали демонтировать старые блоки и переходить на парогазовые установки.

С уходом на пенсию династия Афоненко не прервалась. На станции начальником смены на главном щите управления работает младший сын Евгений, за экологическими показателями следит сноха Анжелика.

— Энергетика всегда держалась династиями, — говорит Афоненко, -и компания «Фортум» много внимания уделяет укреплению связи поколений. Вот и сквер Энергетиков решили заложить, чтобы было, где всем вместе встречаться. Нам есть что молодежи рассказать. Ведь если уйдут ветераны, с ними уйдет и история. А ее забывать нельзя, ею надо гордиться.

***
фото: Евгений Кириллов, Александр Афоненко и Николай Бобошин, председатель совета ветеранов ТЭЦ, в сквере Энергетиков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта